Этот сайт создан для людей, которые хотят добиться успеха в этой жизни, для тех, кто намерен быть здоровым, счастливым и процветающим человеком в любых условиях

Этот сайт для тех, кто хочет на сто процентов реализовать свои потенциальные возможности, несмотря на любые трудности и препятствия.

Здесь Вы узнаете, как преодолевать страх, обман и стрессы,
как добиваться своих целей, оставаясь здоровым и полным энергии.
Автор сайта — профессор психологии Воронежского филиала
Московского гуманитарно-экономического института Ю.В.Щербатых

Психологические
тесты
Психологические
тесты

Свежие статьи

Разные статьи

Психологический
словарь
терминов
Психологический
словарь
терминов

Диванная комната

Визуализация

Написать письмо

Приглашаем партнеров по бизнесу

Если у вас есть проблема - будем вместе ее решать »

Интересно? Напишите:

Rambler's Top100

Счетчик PR-CY.Rank

/ Главная / Разные статьи / Физиология / высшая нервная деятельность

В ноябре вышла новая книга профессора психологии Ю.Щербатых "Избавься от стресса и живи счастливо!". Это краткое и емкое руководство по снятию стрессов, в котором автор изложил  многолетний опыт работы по нейтрализации вредных стрессов. Если вы хотите научиться  снимать стрессы себе или  другим людям - узнайте подробности об этом руководстве по стресс-менеджменту.

высшая нервная деятельность и стресс

УДК 612.821+ 616-008.61

Щербатых Ю.В. Влияние параметров высшей нервной деятельности студентов на характер протекания экзаменационного стресса // Журнал ВНД им. Павлова, 2000, №6, С.959-965.

 
Effects of parameters of the higher nervous activity on stress in students during exams
Shcherbatykh IuV.
Nikolai Burdenko State Medical Academy, Voronezh.

The complex research of visceral responses of the students in conditions of examination stress was conducted. The main parameters of hemodynamic and heart rate variability were investigated depending on a type of higher nervous activity and self-evaluation of the students. It is shown, that at the students with a high level of steadiness of nervous processes at examination the increased vagal activity is marked, and in the students with a high level of self-evaluation at examination the lower activation of a sympathetic system is revealed.

 
Проведено комплексное исследование вегетативных реакций студентов в условиях экзаменационного стресса. Исследовали основные показатели гемодинамики и вариабельности сердечного ритма в зависимости от типа высшей нервной деятельности, уровня тревожности и самооценки. Выявлено, что у студентов с высоким уровнем уравновешенности нервных процессов на экзамене отмечается повышенная активность парасимпатической нервной системы, а у студентов с высоким уровнем самооценки на экзамене отмечается более низкая активация симпатической системы.
 
Эмоциональный стресс в настоящее время считается одним из ведущих факторов, вызывающих нарушение здоровья человека. По оценкам некоторых западных экспертов, с этим явлением так или иначе связаны 70% всех встречающихся заболеваний [18]. В самой общей форме под эмоциональным стрессом понимают «общую системную реакцию организма, развивающуюся на действия стресс-факторов» [1], причем у человека все эмоционально значимые ситуации опосредуются через его личностные особенности и тип его высшей нервной деятельности. Поэтому представляется важным нахождение каузальных связей между индивидуальными психологическими особенностями человека и характером его реакций на стресс. В качестве удобной и многократно реализуемой модели стресса был выбран экзаменационный стресс, являющийся типичным примером ярко выраженной социально обусловленной реакцией, сопровождающейся комплексом психофизиологических изменений в организме человека [9,11,13,14]. В настоящей работе представлены результаты сопоставления данных математического анализа вариабельности сердечного ритма, показателей высшей нервной деятельности и тревожности студентов.
 
МЕТОДИКА
Исследования проведены на 102 студентах Медицинской академии I - IIкурса (32 мужчинах и 70 женщинах 19-21 года). В норме ( во время обычного учебного процесса) и непосредственно перед экзаменом у них измеряли следующие показатели: частоту сердечных сокращений (ЧСС), систолическое и диастолическое артериальное давление (АДС и АДД соответственно), подсчитывали вегетативный индекс Кердо и минутный объем крови непрямым способом Лилье-Штрандера [3]. С помощью прибора «Варикард 1.4» (фирма «Ромена», г. Рязань) производился математический анализ вариабельности сердечного ритма (ВСР). В настоящем исследовании в основном использовали параметры ВСР, рекомендованные совместной Рабочей группой Европейского Кардиологического Общества и Северо-Американского общества стимуляции и электрофизиологии [17]: среднеквадратическое отклонение кардиоинтервалов (SDNN), мощности основных компонентов сердечного ритма - высокочастотной (HF), низкочастотной (LF) и сверхнизкочастнотной составляющей спектра (VLF). Кроме того, для оценки уровня активности симпатической системы использовали показатель «индекс напряжения регуляторных систем» (ИН), который показал себя чувствительным индикатором уровня стресса [2,6,13]. Для оценки параметров высшей нервной деятельности (ВНД) студентов применяли субшкалы теста ЧХТ («черты характера и темперамента»), выявляющие силу нервных процессов по возбуждению и торможению, а также подвижность нервных процессов [7]; уровень самооценки определяли отдельно в отношении положительных и отрицательных качеств личности по методике А.В.Петровского [8]. Степень личностной и реактивной тревожности выявляли по методике Спилбергера, причем уровень реактивной тревожности определяли дважды: в условиях обычного учебного процесса и перед экзаменом. Общепринятые статистические процедуры обработки данных осуществляли с помощью программы «STATGRAPHICSPlusforWindows».
 
 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Средние показатели характеристик ВНД по исследованной популяции были следующие: сила нервных процессов со стороны возбуждения 7,5±0,2; сила нервных процессов со стороны торможения 7,7±0,2; подвижность нервных процессов 9,7±0,2. Частотные характеристики распределения студентов с показателями высшей нервной деятельности по возбуждению, торможению и подвижности показаны в Табл. 1. Сила нервных процессов по возбуждению или торможению в пределах от 1 до 4 баллов была отнесена нами к «низкой»; от 5 до 10 - к «средней» и свыше 10 баллов - к «высокой». Подвижность нервных процессов от 1 до 5 баллов была отнесена к «низкой»; от 6 до 12 - к «средней», более 12 - к «высокой».
Уровень личностной тревожности ( по Спилбергеру) в обследованной популяции составлял 41,4±0,8 балла, средний уровень реактивной тревожности, определенной по опроснику Спилбергера, в спокойном состоянии равнялся 39,8±0,7 балла. Считается, что уровень ситуационной тревожности 30 баллов и менее указывает на низкую тревожность, показатель от 31 до 45 баллов - на среднюю, а уровень ситуативной тревожности 46 баллов и выше считается высоким [7]. Мы полагаем, что имеет смысл выделение четвертой категории лиц, обладающих «сверхвысоким» уровнем реактивной тревожности с показателями выше 70 баллов. Выделение этой категории обусловлено тем, что у таких лиц проявляется симптоматика, близкая к психопатологическим формам реагирования (острым невротическим реакциям). По результатам наших исследований в норме 15% студентов имели низкие показатели реактивной тревожности, у 62% студентов отмечались средние показатели, у 22% - высокие, и только у менее 1% испытуемых выявлялась сверхвысокая тревожность. Перед экзаменом показатели реактивной тревожности претерпевали значительные изменения: совершенно не было студентов с низкой тревожностью, доля субъектов со средним уровнем тревожности значительно снижалась (16%), резко возрастало число студентов с высокими (75%) и сверхвысокими (9%) уровнями тревожности. Средние значения этого показателя перед экзаменом по всей группе составили 56,5±0,8 балла (р<0,001). Между уровнем личностной тревожности и уровнем тревожности реактивной, измеренной перед обычным учебным занятием, отмечалась достаточно высокая корреляция (r=0,49; р<0,001). В условиях экзаменационного стресса корреляция была не столь высокой (r=0,31), хотя и достоверной (р<0,01).
Экзаменационный стресс проявлялся не только в виде субъективных переживаний - страха, тревоги и других отрицательных эмоций, но и вызывал объективные изменения в организме студентов. Эти изменения, в частности, проявлялись в нарушении нормального управления сердечно-сосудистой системой со стороны вегетативной нервной системы. Непосредственно перед экзаменом средние показатели ЧСС по обследованной группе увеличились с 79,0±0,8 до 97,7±1,2 уд./мин; АДС - с 114,3±0,9 до 129,2±1,5 мм рт. ст.; АДД - с 73,1±0,6 до 81,9±0,9 мм рт. ст.; показатель вегетативного индекса Кердо (ВИК) перед экзаменом возрастал с 4,2±1,2 до 17,1±1,4 ед.; минутный объем крови (МОК) - с 3,36±0,07 до 4,52±0,11 л (р<0.001). Показатели математического анализа вариабельности сердечного ритма, полученные при обследовании студентов в норме ( в межсессионный период) и непосредственно перед экзаменом, приведены в Табл.2. Экзаменационный стресс приводит к снижению показателей среднеквадратического отклонения кардиоинтервалов (SDNN) и мощности высокочастотной составляющей спектра (HF) отражающих активность парасимпатической системы [2,5,12,13,15,19], и вызывает увеличение «индекса напряженности» (ИН), являющегося маркером активности симпатической системы организма [2,6,12,13].
В условиях обычного учебного процесса ЧСС студентов отрицательно коррелировала с показателем силы нервных процессов по возбуждению (r= -0,33; р< 0,01) и несколько меньше - с силой нервных процессов по торможению (r= -0,27; р< 0,05); таким образом, у студентов со слабым типом ВНД в покое отмечалась тенденция к более высокой ЧСС, чем у студентов с сильным типом ВНД. Непосредственно перед экзаменом корреляции между типом ВНД и ЧСС значительно уменьшались: в состоянии экзаменационного стресса сохранялась только весьма слабая связь между частотой пульса и силой нервных процессов по возбуждению (r= -0,23; р< 0,05). В состоянии покоя показатель уравновешенности нервных процессов отрицательно коррелировал с уровнем систолического артериального давления (r= -0,32; р< 0,05) и пульсового АД (r= -0,34; р< 0,01). При эмоциональном стрессе корреляции между этим показателем ВНД и АД становились недостоверными. Величина минутного объема крови при стрессе отрицательно коррелировала с показателями уравновешенности нервных процессов (r= -0,25; р< 0,05) и силой нервных процессов по возбуждению (r= -0,28; р< 0,05). Таким образом, у студентов с сильной и уравновешенной нервной системой объем циркулирующей крови при стрессе был меньше, чем у лиц со слабой или неуравновешенной нервной системой.
Показатели силы нервной системы студентов по возбуждению находились в отрицательной корреляции с уровнем тревожности - как личностной (r= -0,25; р< 0,05), так и реактивной, регистрируемой перед экзаменом (r= -0,27; р< 0,05). Показатели регистрируемой в условиях стресса тревожности были прямо пропорциональны индексу напряженности регуляторных систем (r= 0,24; р< 0,05) и обратно пропорциональны среднеквадратическому отклонению кардиоинтервалов (r= -0,22; р< 0,05).
Исследование параметров ВСР с применением спектрального анализа позволило установить дополнительные связи между личностными особенностями студентов и реакциями вегетативной нервной системы на эмоциональный стресс. Непосредственно перед экзаменом уровень реактивной тревожности студентов отрицательно коррелировал с мощностью как низкочастотной (r= -0,27; р< 0,05), так и сверхнизкочастотной (r= -0,28; р< 0,05) частью спектра ВСР. Прирост мощности низкочастотной компоненты ВСР (LF), отражающей активность вазомоторного центра продолговатого мозга [5,6,15,16,17], положительно коррелировал с силой возбудительных нервных процессов (r= 0,48; р< 0,01)   и отрицательно - с силой тормозных процессов в нервной системе (r= -0,36; р< 0,05). В состоянии покоя уравновешенность нервных процессов коррелировала с показателями мощности спектра высокочастотного компонента ВСР (HF), отражающего относительный уровень активности парасимпатической нервной системы (r= 0.39; р< 0.05). В состоянии стресса уравновешенность нервных процессов коррелировала с показателем SDNN (r= 0,41; р< 0,01), отражающим интенсивность парасимпатических влияний на сердечный ритм.
Многие исследователи отмечают, что большое влияние на характер реакций, которые демонстрирует человек в условиях эмоционального стресса, оказывает структура самооценки личности. Считается, что люди с заведомо заниженной самооценкой обычно в большей степени проявляют признаки тревожности ( как на субъективном, так и на объективном уровне), чем люди с адекватной самооценкой [4]. По данным наших исследований, средний показатель самооценки по положительным качествам («позитивной самооценки») у студентов-медиков равнялся 58,7± 1,7, а отрицательной - 32,3±1,4 балла. Адекватной считалась позитивная самооценка в пределах от 46 до 75 баллов. В обследованной нами популяции 72% студентов имели адекватную позитивную самооценку, 11% - заниженную, 17% - завышенную. Корреляционный анализ показал, что позитивная самооценка отрицательно коррелировала со степенью уравновешенности нервной системы  (r= 0,43; р< 0,01), таким образом, люди с неуравновешенной нервной системой имели тенденцию приписывать себе максимальное число положительных качеств.
Диапазон адекватной «негативной самооценки» находился в пределах 21-40 баллов - таких студентов было 64%. Лица, имевшие более низкие показатели (19%), отличались тенденцией не замечать свои отрицательные качества, а лица с показателями более 40 баллов (их было 17%) - склонностью преувеличивать свои недостатки.  Наши исследования выявили, что в норме имеется достоверная корреляция между уровнем «позитивной самооценки» (ПС) и индексом напряженности, отражающем активность симпатической системы организма  (r=0,34; р<0,01). Активность парасимпатической системы у лиц с высокими показателями позитивной самооценки была, наоборот, низкой, что нашло отражение в отрицательной корреляции между этим показателем  и SDNN(r= -0,32; р<0,05). В то же время интересно отметить, что перед экзаменом корреляция между уровнем позитивной самооценки и ИН становилась отрицательной (r= -0,45; р<0,01): в состоянии экзаменационного стресса наиболее высокие показатели индекса напряженности регуляторных систем отмечались у студентов с низкими показателями самооценки по положительным качествам. Это подтверждается также отрицательным характером корреляции между показателем позитивной самооценки и ВИК (r= -0,27; р< 0,05).
Самооценка по отрицательным качествам («негативная самооценка»), отражающая повышенную самокритичность, была по-другому связана с вегетативными проявлениями экзаменационного стресса, чем «положительная самооценка». Так, уровень негативной самооценки положительно коррелировал с приростом ИН (r=0,37; r<0,05) и с падением SDNN на экзамене (r=0,34; r<0,05), что может свидетельствовать об усиленной активации симпатической системы в условиях стресса у лиц с тенденцией к самообвинению. Корреляция между негативной самооценкой и мощностью низкочастотного компонента спектра (LF) была отрицательной (r=  -0,39; р< 0,05).
 
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Уровень личностной и реактивной тревожности в обследованной нами популяции составлял был весьма близок к показателю, полученному другими исследователями [6,9,10,11]. Увеличение перед экзаменом показателя реактивной тревожности до 56.5 балла, свидетельствует о значительном стрессе, который переживают студенты во время сессии. Хотя этот всплеск тревожности носит кратковременный характер (он длится несколько часов), абсолютные значения реактивной тревожности даже превышают аналогичные цифры, полученные у больных с реактивной депрессией [10]. Следует отметить, что корреляционные связи между субъективными показателями тревожности и ее проявлением на вегетативном уровне были невелики, что может быть обусловлено характером опросника Спилбергера, в котором практически не отражены вегетативные признаки тревоги и страха. Однако и другие опросники ( например Цунга или Гамильтона), которые часто используются в психиатрии  [12,20], также не дифференцируют проявление активности симпатической и парасимпатической системы, что затрудняет их использование для анализа вегетативных коррелятов тревоги. Тем не менее, применение математического анализа сердечного ритма позволяет сделать определенные выводы о связи между субъективной тревогой и деятельностью вегетативной нервной системы. Учитывая характер корреляций реактивной тревожности с показателями ИН и SDNN, можно заключить, что в состоянии экзаменационного стресса у «тревожных» студентов происходит более выраженная активация симпатической нервной системы и ослабление парасимпатической системы, чем у «низкотревожных» лиц, что соответствует полученным ранее результатам  [6,13]. В нашей работе было подтверждено обнаруженное ранее другими авторами снижение мощности высокочастотной составляющей (HF) сердечного спектра при стрессе у «высокотревожных» лиц, а также отрицательная корреляция между тревожностью и силой нервных процессов по возбуждению  [6].
Представленные в работе результаты показывают, что характеристики высшей нервной деятельности студентов оказывают значительное влияние на состояние сердечно сосудистой системы студентов как в норме, так и при стрессе. В условиях нормального учебного процесса, при отсутствии стрессорных воздействий для студентов со слабым типом высшей нервной деятельности был характерен более частый пульс, чем для лиц с высокими показателями силы нервных процессов по возбуждению и торможению, что объясняется некоторыми исследователями доминированием у «тревожных» лиц тонической и фазической форм пассивно-оборонительного рефлекса  [6]. Уменьшение силы корреляционных связей между особенностями гемодинамики и показателями высшей нервной деятельности, которое наблюдается при стрессе, можно объяснить вмешательством гуморальных факторов в управление деятельностью сердечно-сосудистой системы при эмоциональном возбуждении, имеющем место во время экзамена. Ранее при использовании метода электроэнцефалографии было показано наличие активации передних областей правого полушария при экзаменационном стрессе, что согласуется с представлением об участии этих областей мозга в регуляции отрицательных эмоций  [11].
Положительная корреляция между показателем уравновешенности нервных процессов и мощностью дыхательных волн сердечного спектра, а также индексом SDNN, отражающим вагусные влияния на сердце, показывает, что уравновешенность нервных процессов связана с активностью парасимпатического отдела нервной системы, способствующего поддержанию гомеостаза в организме.
Сравнение показателей самооценки с показателями сердечно-сосудистой системы студентов свидетельствует о том, что у лиц, обладающих высоким мнением о себе, в норме отмечается повышенная активность симпатической нервной системы и пониженный тонус парасимпатической системы, что нашло отражение в более высоких уровнях артериального давления и индекса напряженности регуляторных систем у таких лиц, с одной стороны, и низких показателях SDNN - с другой. Однако, во время экзамена именно высокая самооценка позволяет таким студентам легче переносить эмоциональные стрессы «на вегетативном уровне», что доказывается наличием достоверной отрицательной корреляцией показателей позитивной самооценки и ИН. Во время сдачи экзамена высокая самооценка и связанная с этим уверенность в успехе приводят к снижению активности симпатической системы по сравнению со студентами, имеющими заниженную самооценку по положительным личностным качествам. В то же время «негативная самооценка», наоборот, положительно коррелирует с приростом ИН на экзамене, что может свидетельствовать об усиленной активации симпатической системы в условиях стресса у лиц с тенденцией к самообвинению, их неуверенностью в своих способностях и возможности успешной сдачи экзамена. Это, в частности подтверждается тесной корреляцией между негативной самооценкой и показателем личностной тревожности по Спилбергеру, обнаруженной в наших опытах (r=0,43; r<0,01).
 
ВЫВОДЫ
1. Экзаменационный стресс оказывает значительное влияние на организм студентов, вызывая как повышение уровня субъективной тревоги, так и объективные изменения в нервной и сердечно-сосудистой системах. Повышение реактивной тревожности перед экзаменом сопровождается активацией симпатической системы и падением активности парасимпатической системы у большинства студентов.
2. У студентов со слабым типом нервной системы в норме имеется тенденция к более высоким показателям частоты сердечных сокращений, а у студентов с низким уровнем уравновешенности нервных процессов отмечаются более высокие показатели артериального давления. У студентов, отличающихся высоким уровнем уравновешенности нервных процессов на экзамене отмечается более высокая активность парасимпатической нервной системы, что находит свое выражение в увеличении среднеквадратического отклонения кардиоинтервалов.
3. У студентов с высоким уровнем позитивной самооценки в покое отмечается сдвиг вегетативного гомеостаза в сторону преобладания симпатической системы, в то время как на экзамене высокая позитивная самооценка способствует снижению уровня симпатической активации. Негативная самооценка студентов (излишняя самокритичность и склонность к поиску у себя недостатков) способствует возрастанию активности симпатической системы на экзамене и снижению деятельности парасимпатической системы.
 
Список литературы
 
1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М.: Высшая школа, 1991. С.97.
2.   Баевский Р.М., Кириллов О.И., Клецкин С.З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М.: Наука. 1984. 222 с.
3.   Вейн А.М. Заболевания вегетативной нервной системы. М: Медицина, 1991. 624 с.
4.   Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л.: Изд-во ЛГУ. 1988. - 500 с.
5.   Данилова Н.Н., Астафьев С.В. Изменение вариабельности сердечного ритма при информационной нагрузке // Журн. высш. нервн. деят.1999.Т.49.№1.С.28-37.
6.   Данилова Н.Н., Коршунова С.Г., Соколов Е.Н., Чернышенко Е.Н. Зависимость сердечного ритма от тревожности как устойчивой индивидуальной характеристики // Журн. высш. нервн. деят.1995.Т.45.№6.С.647- 660.
7.   Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. - М.: Просвещение, 1984. 191 с.
8.   Петровский А.В. Практические занятия по психологии. М.: Просвещение, 1972. 167 с.
9.   Плотников В.В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в условиях экзаменационного стресса // Гигиена труда. 1983. Т5. С.48-50.
10.Стрелец В.Б., Данилова Н.Н., Корнилова И.В. Ритмы ЭЭГ и психические показатели эмоций при реактивной депрессии // Журн. высш. нервн. деят.1997.Т.47.№1.С.11- 21.
11.Стрелец В.Б., Самко Н.Н., Голикова Ж.В. Физиологические показатели предэкзаменационного стресса // Журн. высш. нервн. деят.1998.Т.48.№3.С.458- 463.
12.Ширяев О.Ю., Ивлева Е.И. Нарушение вегетативного гомеостаза при тревожно-депрессивных расстройствах и методы их коррекции // Прикладные информационные аспекты медицины. 1999. Т2. №4. С. 45-48.
13.Щербатых Ю.В.Вегетативные проявления экзаменационного стресса // Прикладные информационные аспекты медицины. 1999. Т2. №1. С. 59-62.
14.Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. Воронеж: Исток, 1998. 262 с.
15.Akselrod S., Gordon D., Madved J.B. et al.Hemodynamic regulation: investigation by spektral analysis // Amer. J. Physiol. 1985, V.249, P. 867-875.
16.Baselli G., Cerutti S., Livraghi M. et al. Causal relationship between heart rate and arterial blood pressure variability signals // Med. Biol. Engng. Comp. 1988, V. 26, P.374-385.
17.Heart rate variability. Standarts of Mesurement, Physiological Interpritation and Clinical Use // Circulation, 1996, V.93, N5, P.1043-1065.
18.Malliani A., Pagani M., Lombardi F., Cerutti S.Cardiovascular neural regulation explored in the frequency domain // Circulation, 1991, V.84, p.1482-1492.
19.Lannone V. Stress und Krankheit // Raum und Zeit. 1990. V.9.№ 4. P. 60- 62.
20. Zung W.W.K. How normal is anxiety? // Current Concepts. Upjohn Company. N.Y. 1980. - 341 p.
 
 

Стресс - молчаливый убийца

Подпишись на полезные рассылки по психологии и получи подарок: книгу «Стресс - молчаливый убийца. Что вы должны знать, чтобы не стать его жертвой».

Книги автора

Психология личности

Учебники

Семь смертных грехов

Семинары и тренинги

Об авторе сайта

ВФ МГЭИ - информация для студентов

Конференции

Обратная связь

Психологическое сообщество Воронежа

Разработка сайта и дизайн BIT-design, 2010