Этот сайт создан для людей, которые хотят добиться успеха в этой жизни, для тех, кто намерен быть здоровым, счастливым и процветающим человеком в любых условиях

Этот сайт для тех, кто хочет на сто процентов реализовать свои потенциальные возможности, несмотря на любые трудности и препятствия.

Здесь Вы узнаете, как преодолевать страх, обман и стрессы,
как добиваться своих целей, оставаясь здоровым и полным энергии.
Автор сайта — профессор психологии Воронежского филиала
Московского гуманитарно-экономического института Ю.В.Щербатых

Психологические
тесты
Психологические
тесты

Свежие статьи

Разные статьи

Психологический
словарь
терминов
Психологический
словарь
терминов

Диванная комната

Визуализация

Написать письмо

Приглашаем партнеров по бизнесу

Если у вас есть проблема - будем вместе ее решать »

Интересно? Напишите:

Rambler's Top100

/ Главная / Семь смертных грехов / Грех похоти

   Хочешь получить книгу "Психология успеха"?  Подпишись на рассылку и получи подарок ------------->

 

Грех похоти

Глава 2.4. Похоть

 
2.4.1 Определение
 
Определения секса, данные в отечественных толковых словарях, не очень обширны. Более того, они весьма ограниченны и архаичны. Посудите сами:
«Похоть – грубо-чувственное половое влечение (обычно, мужчины к женщине), сладострастие» (Большой толковый словарь русского языка под ред. С.А. Кузнецова. С. 947.).
Во-первых, непонятно, почему похоть встречается только у мужчин? К кому тогда относится грубое обозначение «похотливая самка»? Явно не к мужику. Во-вторых, «чувственное половое влечение» характерно и для любви. В том же словаре написано, что любовь – это «чувство горячей сердечной склонности, влечение к лицу другого пола». Получается, что с точки зрения наших филологов принципиального различия между похотью и любовью нет.
Попробуем с другой стороны. Авторы словаря утверждают, что похоть – это сладострастие. Отправимся на страницу 1207 словаря и узнаем, что «сладострастие – повышенное стремление к удовлетворению полового чувства, чувственным наслаждениям; похоть». Можно еще отыскать значение слова «секс», но и это мало что нам даст. «Секс – все то, что относится к проявлению и удовлетворению полового влечения, половых отношений; чувственная страсть» (Там же, С. 1171).
Получается, что толковые словари русского языка не помогут нам разобраться в смертном грехе похоти. Попробуем обратиться за помощью к представителям других наук – психологии, этики и теологии.
 
 
 
 Символическое изображение мужской похотливости на открытке XIX века
 
 
2.4.2.1 Биологические корни похоти
Пить, когда никакой жажды нет, и во всякое время заниматься любовью - только этим мы и отличаемся от других животных
Пьер Бомарше.
 
Отношение к сексуальному инстинкту науки и христианской религии диаметрально противоположно. Наука считает инстинкт размножения естественным и необходимым для существования любого вида, в том числе – человеческого, а церковь считает сексуальные потребности кознями врага человеческого – дьявола. «Блуд находит помощника в свойстве тела.... Где блуд, там обитает Диавол», - писал святитель Иоанн Златоуст, и большинство знаменитых подвижников церкви с ним полностью согласны.
С точки зрения науки, инстинкт размножения - один из важнейших инстинктов, существующих в живой природе. Все без исключения живые организмы на Земле содержат встроенную в их организм программу, требующую передать свои гены максимально возможному числу потомков. Поэтому изначально сексуальное влечение выполняло исключительно позитивную роль и способствовало процветанию человеческого рода, однако люди с их стремлением к экспериментам довели некоторые формы секса до уровня патологии.
Известный американский психиатр и психоаналитик Эрик Берн подчеркивал глобальную роль инстинкта размножения, позволяющего передавать потомкам наши гены. Он писал: «Наш единственный долг перед космосом - доживать до половой зрелости, чтобы иметь возможность воспроизводить свой род. Единственная функция спермы и яйцеклеток - быть носителями и оболочками для генов, которые в них содержатся. Секс - топливо, который влечет этот великий проект вперед, без секса он бы замер и распался, оставив лишь сухие кости в знак того, что когда-то существовал. За помощь в реализации этого редкостного устройства Природа предлагает нам обычное и замечательное вознаграждение. Оргазм - это то, чем она расплачивается с нами за произведение ребенка. С невероятным великодушием она позволяет нам черпать сколько нам угодно из ее корзины с удовольствиями и даже не требует их назад, если нам не удается быть продуктивными. <...> Но сами мы не удовлетворяемся тем, чтобы быть просто носителями семени, и мы разрабатываем секс и его возможности, превращая это в нечто более сложное и тонкое».
 

 
Жизнь – это болезнь, которая передается половым путем и всегда заканчивается летальным исходом.
Народная мудрость
 

 
Конечно, было бы неправильно сводить сексуальное поведение человека только к реализации генетических программ, без учета культурных традиций, социальных установок и личностных особенностей, но также было бы ошибкой считать любовь только продуктом нашего сознания, не учитывая мощного влияния на нее древних инстинктов.
Рассматривая проявления сексуальных инстинктов у человека, следует помнить, что, согласно учению З.Фрейда, личность человека является сложным конгломератом трех составных частей: собственно «Я», «Оно» и «Сверх-Я». Осознаваемая часть нашей психики обозначается как «Я», моральные и социальные нормы, опосредованные через волю родителей (в первую очередь, отца) - как «Сверх-Я», а древние инстинкты, имеющие биологическую природу - как «Оно».
То, что обычно находится в пределах нашего понимания, по-видимому, составляет лишь малую долю всех психических процессов, определяющих наши эмоции, мысли и поведение. В каждый конкретный момент времени на поверхности сознания находится лишь вершина айсберга, основной своей частью погруженного в темные воды подсознательного. Эта неподвластная волевому контролю часть нашей психики сформировалась в течение миллионов лет бескомпромиссного естественного отбора, шедшего на протяжении эволюции человека. В результате из поколения в поколения у людей сформировался ряд инстинктивных реакций, автоматически запускающихся при определенных условиях. Сексуальное влечение, безусловно, относится к их числу, а это означает, что в глубинах человеческой психики существует мощная сила, заставляющая человека совершать определенные поступки, направленные, в конечном счете, на основную конечную цель - сексуальный контакт с особью противоположного пола (впрочем, есть люди, которые настолько далеко удалились от Природы, что для них более привлекательным является секс с представителем своего пола или с самим собой).
 
В современном обществе с его запретами и ограничениями сексуальная потребность далеко не всегда удовлетворяется напрямую. Гораздо чаще она или трансформируется или сублимируется. В случае сублимации сексуальная энергия выплескивается в форме художественной, научной, военной или экономической деятельности. Примерами трансформации либидо являются эксгибиционизм, вуайеризм, фетишизм и прочие «…измы», которые широкие массы населения относят к сексуальным извращениям. «Нормальному» человеку, привыкшему реализовать свой инстинкт стандартным способом, трудно понять, почему взрослого, на первый взгляд, серьезного и разумного человека неудержимо тянет к маленьким девочкам (старухам, мертвецам, животным, женским трусам, фекалиям, чужому половому акту... можно вставить что угодно), причем сам человек не может понять причину столь странной привязанности.
Подробнее сексуальные отклонения мы обсудим в разделе 2.4.4, а пока, я хочу подчеркнуть, что существует две мощные программы полового поведения: одна - связанная с генами, а другая – обусловлена установками, внедренными в подсознание в раннем детстве. Действие этих программ остаются «за кадром» нашего сознания, делая жизнь человека мало предсказуемой, а временами просто загадочной.
 
Согласно концепции З. Фрейда, конфликт между природными потребностями (в частности, сексуальностью) и требованиями цивилизации принципиально неразрешим, ибо инстинктивная жизнь человека направлена на эгоистическое самоудовлетворение, а культура может существовать лишь ценой подавления инстинктов. Человечество оказывается между двух огней: постоянное подавление глубинных сексуальных потребностей вызывает неврозы, а его раскрепощение означало бы всеобщую анархию и гибель культуры. Психоаналитики считают, что подавленное либидо (сексуальную энергию) можно переключить на другие виды деятельности – труд, занятие бизнесом, художественное творчество и т. д. Считается, что свои самые великолепные произведения художники и поэты создавали, испытывая неудовлетворенную любовь, ибо они сублимировали (превращали, переводили) половую энергию в мощь творческого порыва. З. Фрейд утверждал, что для человеческой культуры подавление сексуальной энергии в определенной мере полезно, ибо именно эта энергия толкает людей на великие свершения и повседневные дела.
Однако не стоит ни кому верить на слово, в том числе – старику Зигмунду. Можно подобрать сотни примеров того, как многие великие люди вовсе не сдерживали свою сексуальную энергию, а тратили ее налево и направо – и, тем не менее, совершали великие дела без всякой сублимации. Пушкин, Толстой, Дюма и многие другие известные писатели гораздо плодотворней творили после секса, нежели вместо него. Такие великие завоеватели и законодатели как Цезарь и Наполеон имели сотни любовниц, но у них оставалось еще масса энергии для государственных дел. Эти примеры показывают, что в гипотезу Фрейда следует внести определенные коррективы: способность человека к большим свершениям не есть следствие блокирования его сексуальной энергии, а свидетельство высокого уровня его энергетики в целом. Слово энергетика можно заменить на «активность нервной системы», «повышенный тонус ретикулярной формации ствола мозга» или «специфический гормональный фон» - суть от этого не меняется. Если человек получил от природы данное свойство, то оно будет проявляться в любом деле, которым он занимается – творчестве, науке, войне - и в сексе в том числе.
Если же мы будем говорить не о выдающихся личностях, а о массе обычных людей, то окажется, что природа выдала им определенное количество сексуальной активности – у кого-то большей, у кого-то меньшей, но в целом соответствующей активности его тела и психики. При этом программа, толкающая к сексу, содержится в генах, ресурсы определяются общей энергетикой организма, а способ реализации этой программы определяет социальное окружение и жизненный опыт. Но когда люди хотят реализовать свои сексуальные инстинкты, общество тут же начинает городить запреты: «Нельзя! Нехорошо! Стыдно! Грех!». Ведь для общества – главная ценность – стабильность своей структуры, а самая маленькая ячейка общества – это семья. Поэтому реализовывать половой инстинкт разрешается лишь внутри семьи, а все иное – похоть и грех!

Подпишись на полезные рассылки по психологии и получи подарок:
Психология успеха

Ваше имя:
Ваш E-Mail:

Книги автора

Психология личности

Учебники

Семь смертных грехов

Семинары и тренинги

Об авторе сайта

ВФ МГЭИ - информация для студентов

Конференции

Обратная связь

Психологическое сообщество Воронежа

Разработка сайта и дизайн BIT-design, 2010