Этот сайт создан для людей, которые хотят добиться успеха в этой жизни, для тех, кто намерен быть здоровым, счастливым и процветающим человеком в любых условиях

Этот сайт для тех, кто хочет на сто процентов реализовать свои потенциальные возможности, несмотря на любые трудности и препятствия.

Здесь Вы узнаете, как преодолевать страх, обман и стрессы,
как добиваться своих целей, оставаясь здоровым и полным энергии.
Автор сайта — профессор психологии Воронежского филиала
Московского гуманитарно-экономического института Ю.В.Щербатых

Психологические
тесты
Психологические
тесты

Свежие статьи

Разные статьи

Психологический
словарь
терминов
Психологический
словарь
терминов

Диванная комната

Визуализация

Написать письмо

Приглашаем партнеров по бизнесу

Если у вас есть проблема - будем вместе ее решать »

Интересно? Напишите:

Rambler's Top100

Счетчик PR-CY.Rank

/ Главная / Семь смертных грехов / Что такое грех?

 

Понятие греха

Психологический анализ понятия греха

• Психологический анализ понятия греха

Глава 1. Что есть грех?
 
1.1.Понятие греха.
 
 
Грех не есть непослушание или формальное нарушение воли Божией. Грех есть, прежде всего, испытание человека свободой.
Н. А. Бердяев
 
Слово «грех», «грешить», «грешница» известно каждому человеку. Все знают, что это означает что-то плохое, недостойное, заслуживающее осуждение. Однако, если спросить людей, что такое грех?, попросить их дать точно определение понятию «грех», то окажется, что мало кто сможет это сделать. Интуитивно многие понимают, что такой-то поступок - хороший, а такой-то – плохой, но почему некоторые поступки или свойства людей считаются «греховными», остается неясным.
Большинство людей хотят жить хорошо, правильно, так себя вести, чтобы потом не переживать чувство стыда и не испытывать мук совести. А это невозможно, если человек чувствует что совершает грех. Так что же означает это слово? Откуда взялось понятие греха, что оно в себя включает, и что здесь истинно, а что – ложно? Я предлагаю вместе разобраться в том, откуда пошло это понятие, какое поведение является грешным, а какое – праведным, и может ли человек сам выбирать для себя, что он может считать грехом, а что – нет.
Некоторые люди говорят: «Понятие «греха» дано в Библии. Поэтому не нужно ничего выдумывать – читайте священные книги и поступайте так, как там написано».
Было бы здорово, если бы все было так просто. Но…. во-первых, у каждого народа есть свои священные книги. То, что признается основами основ христианами, считается ересью у иудеев, то, чему поклоняются мусульмане, не считается святыней у буддистов. Но даже, если вы возьмем только одно христианство, то столкнемся с парадоксом: в священных книгах этой религии можно найти противоречивые указания на «правильный» образ жизни.
Предположим, на улице вас обидел, или того хуже - ударил какой-то хулиган. Как вам себя вести? Вы смотрите в Библию (с которой, возможно, не расстаетесь ни днем, ни ночью), и видите призыв к мести: «Перелом за перелом, Око за око, зуб за зуб» (Левит. 24; 20.) , и бьете в ответ своего обидчика. Потом дома, стараясь удостовериться в правильности своего поведения, снова открываете Библии, попадаете на другую страницу и в Евангелии от Матфея находите прямо противоположный совет: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Еванг. от Матф. 5; 38-39.). Вы начинаете сомневаться в правильности своего поступка. Неужели вы должны были простить наглому хулигану его оскорбления, да еще отдать ему свое имущество? В смятении вы находите другое Евангелие – от Луки, и там написано: «любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку» (Еванг. от Луки 6; 27-29.). Получается, вроде бы, праведно действуя по принципу Ветхого Завета, вы на самом деле согрешили против Завета Нового.
 

Тициан. Грехопадение

Так что же такое «грех»? Грех — поступок, нарушающий заветы Бога, его предписания, данные в священных книгах или толкованиях его жрецов. С нерелигиозной точки зрения этим понятием также можно обозначить поступки человека, нарушающие общественные традиции и этические нормы поведения, установленные в данном обществе.

Совершение греховного поступка создает вину человека и влечёт за собой воздаяние (в виде того или иного наказания). Грех не обязательно проявляется в поступке. Он может проявляться бездействии (там, где человек должен был действовать согласно законам Бога), или в желании игнорировать предписания Бога. То есть человек может согрешить мысленно, в реальности не сделав ничего плохого. Однако, согласно религиозным представлениям, Богу это не нравиться, и он все равно накажет человека за такой «виртуальный грех», даже если мысли человека не привели к нежелательным последствиям.
По мнению евангелиста Матфея, именно так учил апостолов Иисус Христос во время Нагорной проповеди, осуждая не то что сексуальные поступки, но даже сексуальные мысли: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Матф. 5; 28).
 
………………………………………
 
1.2. Семь смертных грехов
 
Страшен не грех, но бесстыдство после греха.
Иоанн Златоуст
 
1.2.1 Происхождение «грешной семерки»
 
Многие слышали выражение «смертный грех», но мало кто может четко объяснить, что это такое. К сожалению, даже не все православные священнослужители могут рассказать, откуда пошло это выражение, что оно означает и как следует вести человеку в том или ином случае, чтобы не впасть в этот страшный грех. Тем более, что не такой уж он и страшный, и впадаем в него каждый из нас по несколько раз за день.

Итак, давайте выясним, что такое «смертный грех» и сколько таких грехов существует. «Смертными» в христианстве называют грехи, которые ведут к погибели души. В настоящее время их насчитывают семь видов. Это гордыня, зависть, обжорство, похоть, гнев, алчность и уныние (в западно-европейской протестанской традиции в отличие от православия вместо уныния чаще упоминается лень).

Избавление от этих тяжких грехов, по мнению церкви, может принести только искреннее раскаяние, исповедь и епитимия (меры воспитательного характера в виде определенного наказания или дел благочестия). В случае серьезных грехов в качестве епитимии верующего отлучали от причастия Святых Таинств на срок, зависящий от тяжести греха (например, за осквернение могил - на 10 лет, за прелюбодеяние, гомосексуализм и скотоложство - от 7 до 15 лет, за кровосмешение – на 12 лет, за убийство – от 5 до 20 лет).

Вопреки распространенному заблуждению, Библия не содержит точного перечня смертных грехов, и мы лишь косвенно можем понять, какие грехи являются тяжкими исходя из заветов Бога Отца (десять заповедей Моисея), Бога-сына (нагорная проповедь), а также других указаний, встречающихся в книгах Ветхого и Нового Завета. Первоначальный список смертных грехов появился в трудах Евагрия Понтийского, и было их там восемь, но потом печаль заменили на зависть, а тщеславие объединили с гордостью. В такой редакции список появился в VII веке в трудах папы Григория Великого, а окончательно концепция смертных грехов получила всеобщее распространение после работ известного богослова Фомы Аквинского (XIII век).
 
 
 
Иероним Босх. Семь смертных грехов.
 
1.2.2 Полный список грехов
 
Жаль, что пить воду не грех. А то какой бы вкусной она казалась.
Георг Лихтенберг
 
В действительности, церковь не ограничивается семью грехами, а насчитывает их гораздо больше. Условно их можно разделить на три категории: грехи против Бога, против людей и против самого себя. Одних только грехов против Бога в два раза больше, чем традиционных «смертных грехов». К ним относят:
 
1.Гордыню;
2.Неверие или маловерие;
3.Чрезмерное упование на милосердие Бога
……………………………….
 
12. Обращение к колдунам, гадалкам, астрологам, ворожеям;
13. Занятие «чёрной» и «белой» магией и колдовством;
14. Суеверие, ношение талисманов и чтение гороскопов;
 
Грехов против ближнего тоже немало (три по семь):
 
1. Отсутствие любви к ближним;
2. Ненависть к людям (даже к врагам), пожелание им зла;
3. Неумение прощать, воздаяние злом за зло; (хотя как мы уже упоминали, с точки зрения книг Ветхого Завета – это добродетель, угодная Богу).
…………………………………..
19. Соблазнительное поведение, желание прельстить;
20.Ревность;
21.Развращение своими действиями ближних (как взрослых, так и несовершеннолетних);
 
Третья группа грехов направлена против самого себя, так как вредит душе человека и его телу (два по семь):
 
1. Тщеславие;
2. Отсутствие смирения, умаление своих грехов;
3. Сквернословие и празднословие;
…………………………..
12.Прелюбодеяние (измена в браке) и блуд (секс вне брака);
13.Сексуальные извращения, рукоблудие (мастурбация, онанизм);
14. Мысли о самоубийстве, попытки покончить свою жизнь;
 
Таким образом, полный список грехов включает в себя 49 (7 х 7) позиций. Из этого перечня, во-первых, понятно, сколько соблазнов и опасностей поджидают на земном пути благочестивых христиан, а, во-вторых, видно, что почти каждый из нас грешен в той или иной степени. Где-то мы позавидовали успеху ближнего или дальнего, когда-то впали в гнев и раздражение, где-то позволили проникнуть в свой разум вожделению и желанию сексуальной близости, а уж про лень, тщеславие и невольный обман говорить нечего – ими пронизана наша жизнь.
Поэтому мы не будем судить себя излишне строго, а ограничимся ( по крайней мере – в этой книге) исследованием только ограниченного списка грехов из «большой семерки». Ну, а для тех, кто хочет посвятить свою жизнь нравственному самосовершенствованию, есть монастыри и духовная литература. В добрый путь с благими намерениями!
 
 

Стресс - молчаливый убийца

Подпишись на полезные рассылки по психологии и получи подарок: книгу «Стресс - молчаливый убийца. Что вы должны знать, чтобы не стать его жертвой».

Книги автора

Психология личности

Учебники

Семь смертных грехов

Семинары и тренинги

Об авторе сайта

ВФ МГЭИ - информация для студентов

Конференции

Обратная связь

Психологическое сообщество Воронежа

Разработка сайта и дизайн BIT-design, 2010