Этот сайт создан для людей, которые хотят добиться успеха в этой жизни, для тех, кто намерен быть здоровым, счастливым и процветающим человеком в любых условиях

Этот сайт для тех, кто хочет на сто процентов реализовать свои потенциальные возможности, несмотря на любые трудности и препятствия.

Здесь Вы узнаете, как преодолевать страх, обман и стрессы,
как добиваться своих целей, оставаясь здоровым и полным энергии.
Автор сайта — профессор психологии Воронежского филиала
Московского гуманитарно-экономического института Ю.В.Щербатых

Психологические
тесты
Психологические
тесты

Свежие статьи

Разные статьи

Психологический
словарь
терминов
Психологический
словарь
терминов

Диванная комната

Визуализация

Написать письмо

Приглашаем партнеров по бизнесу

Если у вас есть проблема - будем вместе ее решать »

Интересно? Напишите:

Rambler's Top100

Счетчик PR-CY.Rank

/ Главная / Учебники / Психология стресса и методы коррекции / Особенности психологического стресса

на YouTube начал работу новый канал профессора Юрия Щербатых "Формула долголетия", посвященный проблеме сохранения молодости и продления жизни человека. Первые два месяца  видео будут посвящены различным аспектам долголетия, а затем будут выходить видео с конкретными рекомендациями по продлению жизни и повышению ее качества.

СИСТЕМА ДОЛГОЛЕТИЯ ПРОФЕССОРА Ю.В.ЩЕРБАТЫХ - 100 ЛЕТ АКТИВНОЙ ЖИЗНИ - ЭТО РЕАЛЬНО

 

Особенности психологического стресса

1.2.2. Особенности психологического стресса
 
Психологический стресс, в отличие от биологического стресса, описанного в классических работах Г. Селье, обладает рядом специфических особенностей, среди которых можно выделить несколько важных особенностей. В частности, этот вид стресса может запускаться не только реально действующими, но и вероятностными событиями, которые еще не произошли, но наступления которых субъект боится [21, 23]. В отличие от животных, человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. В результате бывает так, что у плохо успевающего ученика одни лишь мысли о вероятной неудовлетворительной оценке порою вызывают более сильные вегетативные реакции, нежели ее получение на экзамене. Это обуславливает специфику человеческого психоэмоционального стресса, к которому не всегда применимы закономерности его протекания, подробно описанные в опытах на лабораторных животных.
Другая особенность психоэмоционального стресса – важное значение оценки степени своего участия в активном воздействии на проблемную ситуацию с целью ее нейтрализации [4]. Показано, что активная жизненная позиция или хотя бы осознание возможности влиять на стрессорный фактор приводит к активации, преимущественно, симпатического отдела вегетативной нервной системы, в то время как пассивная роль субъекта в создавшейся ситуации обуславливает преобладание парасимпатических реакций [16].
Основные отличия между биологическим и психологическим стрессом отражены в Табл.1. Контрольный вопрос, позволяющий дифференцировать разновидности стресса, звучит так: «Наносит ли стрессор явное повреждение организму?». Если ответ «Да» - это биологический стресс, если «Нет» - психологический.
 
Таблица 1
Отличия между биологическим и психологическим стрессом.

Параметр
Биологический стресс
Психологический стресс
Причина стресса
Физическое, химическое или биологическое воздействие на организм
 
Социальное воздействие или собственные мысли
Характер опасности
Всегда реальный
Реальный или виртуальный
На что направлено действие стрессора
На жизнь, здоровье, физическое благополучие
На социальный статус, чувство самоуважения и т. д.
Наличие реальной угрозы жизни или здоровью
 
Есть
 
Отсутствует
Характер эмоциональных переживаний
«Первичные» биологические эмоции - страх, боль, испуг, гнев.
«Вторичные» эмоциональные реакции в сочетании с когнитивным компонентом - беспокойство, тревога, тоска, депрессия, ревность, зависть, раздражительность и т. д.
 
Временные границы предмета стресса
Конкретные, ограничены настоящим или ближайшим будущим
Размытые (прошлое, далекое будущее, неопределенное время).
 
Влияние личностных качеств
Незначительное
Очень значительное
Примеры
·   Переохлаждение, вызванное долгим купанием.
·   Ожог горячим паром.
·   Интоксикация, вызванная приемом алкоголя.
·   Вирусная инфекция
·   Обострение гастрита после приема острой пищи.
·   Травма (ушиб, перелом).
 
·   Выговор, полученный от начальника.
·   Повышение квартплаты.
·   Страх полетов на самолетах.
·   Семейный конфликт.
·   Беспокойство за здоровье близких родственников.
·   Несчастная любовь.
·   Беспокойство по поводу будущего.
 
 

Механизм развития психологического стресса можно продемонстрировать на примере студента, готовящегося к защите дипломного проекта. Степень выраженности признаков стресса будет зависеть от ряда факторов: его ожиданий, мотивации, установок, прошлого опыта и т. д. Ожидаемый прогноз развития событий модифицируется в соответствии с уже имеющейся информацией и установками, после чего происходит итоговая оценка ситуации. Если сознание (или подсознание) оценивает ситуацию, как опасную, то развивается стресс. Параллельно этому процессу происходит эмоциональная оценка события. Первичный запуск эмоциональной реакции развивается на подсознательном уровне, а затем к нему прибавляется еще эмоциональная реакция, сделанная на основании рационального анализа. В данном примере (ожидание защиты диплома) развивающийся психологический стресс будет модифицироваться в сторону усиления или уменьшения интенсивности в зависимости от следующих внутренних факторов (Табл.2):

 
Таблица 2.
Субъективные факторы, влияющие на уровень стресса.
 
Субъективные факторы
Усиление уровня стресса
Уменьшение уровня стресса
 
Память о прошлом
Наличие неудачных выступлений в прошлом, провалы публичных выступлений
Опыт успешных, выступлений, презентаций, публичных докладов
Мотивации
«Для меня очень важно отлично выступить на защите и получить высшую оценку»
«Мне все равно, как я выступлю и какую оценку получу»
 
Установки
«Все зависит от меня»
«Во время публичных выступлений все волнуются, а я особенно»
«От судьбы не уйдешь»
«Подумаешь – защита диплома. Это всего лишь формальность, не стоящая особых переживаний»
Ожидания
Неопределенность ситуации, непонятно отношение членов комиссии.
Определенность ситуации (ожидание благожелательного отношения к себе членов комиссии)
Данный процесс можно выразить в виде следующей схемы (Рис.2):
 

Рис.2. Механизмы формирования психологического стресса

Стресс - молчаливый убийца

Подпишись на полезные рассылки по психологии и получи подарок: книгу «Стресс - молчаливый убийца. Что вы должны знать, чтобы не стать его жертвой».

Книги автора

Психология личности

Учебники

Семь смертных грехов

Семинары и тренинги

Об авторе сайта

ВФ МГЭИ - информация для студентов

Конференции

Обратная связь

Психологическое сообщество Воронежа

Разработка сайта и дизайн BIT-design, 2010