Этот сайт создан для людей, которые хотят добиться успеха в этой жизни, для тех, кто намерен быть здоровым, счастливым и процветающим человеком в любых условиях

Этот сайт для тех, кто хочет на сто процентов реализовать свои потенциальные возможности, несмотря на любые трудности и препятствия.

Здесь Вы узнаете, как преодолевать страх, обман и стрессы,
как добиваться своих целей, оставаясь здоровым и полным энергии.
Автор сайта — профессор психологии Воронежского филиала
Московского гуманитарно-экономического института Ю.В.Щербатых

Психологические
тесты
Психологические
тесты

Свежие статьи

Разные статьи

Психологический
словарь
терминов
Психологический
словарь
терминов

Диванная комната

Визуализация

Написать письмо

Приглашаем партнеров по бизнесу

Если у вас есть проблема - будем вместе ее решать »

Интересно? Напишите:

Rambler's Top100

Счетчик PR-CY.Rank

/ Главная / Разные статьи / Общая психология / Тест Люшера и тревога

 

Щербатых Ю.В. Насколько метод цветовых выборов Люшера измеряет вегетативный компонент тревоги?// Прикладные информационные аспекты медицины. 2003.,Т.5, №1-2. С.108-113.

 

----------------------------------------------

Щербатых Ю.В.

НАСКОЛЬКО МЕТОД ЦВЕТОВЫХ ВЫБОРОВ ЛЮШЕРА

ИЗМЕРЯЕТ ВЕГЕТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ТРЕВОГИ?

ВГМА им. Н.Н.Бурденко

        Актуальность.

Тревожность и страх являются одними из наиболее часто проявляемых негативных эмоциональных состояний, причем они проявляются как в виде выраженных аффективных переживаний, так и в виде сложного комплекса физиологических изменений, затрагивающих все основные системы человека. Для изучения феноменов, сопровождающих тревогу, используется значительное количество разнообразных психологических тестов, причем до настоящего времени не вполне понятно, что именно измеряют эти методики, и как соотносятся между собой полученные с их помощью результаты. Традиционно психологи и физиологи для оценки уровня тревожности чаще используют опросники Спилбергера (на личностную и реактивную тревожность) [2,4,9] а психиатры – опросники Тейлора, Цунга и Гамильтона [1,3,4,12]. Нередко авторы используют и другие методики, в частности – цветовой тест Люшера, на основании которого делаются выводы о психофизиологическом состоянии испытуемых [6,7,8], однако при сопоставлении результатов различных авторов, использовавших разные методы оценки тревоги и страха, возникает ряд вопросов, требующих дополнительного изучения. В частности это касается так называемого «вегетативного коэффициента» (ВК), который согласно мнению некоторых авторов, отражает состояние вегетативного баланса организма [2,5,8]. Они исходят из того, что преимущественный выбор человеком красного и желтого цвета по сравнению с синим и зеленым свидетельствует о преобладании симпатической регуляции в организме над парасимпатической. Кроме того, используется еще один вторичный показатель теста Люшера – индекс «суммарного отклонения» (СО), показывающий, насколько цветовой выбор испытуемого отличается от «идеального» выбора – так называемой «аутогенной нормы», в которой цвета расположены в порядке спектра [7]. Однако в литературе мы не обнаружили доказательств статистически достоверных связей между результатами теста Люшера и вегетативными или субъективными проявлениями тревоги. Целью данной работы было установление возможных связей между показателями цветового теста Люшера и психофизиологическими особенностями студентов в норме и во время стресса, вызванного сдачей экзаменов.

 

 

          Материал и методы исследования.

В исследовании приняли участие 69 студентов высшей школы обоего пола во время обычного учебного процесса и за пол часа перед экзаменом. Субъективный уровень тревоги испытуемых  определялся при помощи опросников Спилбергера (на личностную и реактивную тревожность), теста САН (Самочувствие – Активность - Настроение) и цветового теста Люшера [6], уровень страха – при помощи опросника для выявления иерархической структуры актуальных страхов личности (ИСАС) [11]. Величина ВК подсчитывалась по формуле: ВК = (18-Кр –Жел) / (18-Син –Зел), где названия цветов означают место соответствующего цвета  в выборе испытуемого среди 8 стандартных цветов теста Люшера [2,8]. Величину СО определяли по сумме отклонений цветового выбора от аутогенной нормы [7]. Вегетативный индекс Кердо (ВИК) вычисляли по формуле: ВИК = (1-АДД/ЧСС) х 100, где АДД – артериальное диастолическое давление, ЧСС – частота сердечных сокращений. Личностные качества определялись при помощи методики Дж.Олдхэма- Л.Морриса.[4], адаптированной нами к российской популяции. В основу этого опросника положена классификация расстройств личности «Американской психиатрической ассоциации» (отраженная в DSM-IV) и широко применяемый в США тест «Экспертизы расстройства личности». Тем не менее, несмотря на свое «клинический» базис данный тест хорошо работает для выявления как «нормальных» типов личности, так и их акцентуаций со всеми переходами от нормы к психической патологии. Данный вариант опросника, названный «ТиЛ» (типы личности) прошел проверку в системе Сбербанка России и Федеральной службы занятости населения по Воронежской области (всего обследовано 367 здоровых испытуемых обоего пола). Тест состоит из 117 вопросов и включает в себя диагностику 14 типов личности (бдительный, добросовестный, драматического и т. д.), которым соответствуют соответствующие психические расстройства: параноидальное, эпилептоидное, истерическое и т. д.). Статистическая обработка данных осуществлялась при помощи компьютерной программы "STATGRAPHICS Plus for Windows". Нормальность распределения признаков оценивалась по c2 критерию Пирсона, для оценки связей между признаками использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена, достоверность изменений психологических и физиологических показателей при стрессе по сравнению с нормой определяли при помощи Т-критерия Вилкоксона.

        Полученные результаты и их обсуждение

Средний показатель личностной тревожности по Спилбергеру по обследованной группе равнялся 41.2±1.2 балла, психосоматический показатель тревожности по Цунгу – 37.0±1.0. балла,  интегральный показатель актуальных страхов личности (ИАС) – 99.0±3.4 балла,  ситуативной тревожность по Спилбергеру в покое – 41.5±1.5 балла, а во время стресса – 54.1±1.4 баллов. Результаты теста САН показывают, что ситуация экзамена приводит к существенному снижению настроения студентов (р<0.01), менее значительному понижению их самочувствия (р<0.05) и практически не отражается на показателе их активности (р>0.05). Резкое возрастание Вегетативного индекса Кердо с 3.9±1.4 до 14.7±1.8 баллов (р<0.001) свидетельствует о существенном сдвиге баланса вегетативной нервной системы в сторону преобладания симпатического отдела, что согласуется с ранее полученными результатами [3,9,10], в то же время возрастание ВК Люшера было не столь значительным и находилось на грани достоверности – с 1.09±0.09 до 1.29±0.08. Более того, во время стресса нами было отмечено снижение стандартного отклонения по тесту Люшера с 16.6±1.1 до 14.1±1.0. балла (р<0.05), что совершенно не согласуется с концепцией аутогенной нормы [7]. Получается, что при стрессе, как и после релаксации, происходит «выравнивание» цветовых выборов и их приближение к природной спектральной последовательности.

Статистический анализ полученных данных показал, что показатели личностной тревожности по Спилбергеру коррелировали с психосоматическими проявлениями тревоги по тесту Цунга (r=0.55; р<0.001) и интегральным показателем страхов личности (r = 0.35; р<0.01). В то же время не было отмечено достоверной корреляции личностной тревожности с ситуативной тревожностью в норме (р>0.05) и слабая корреляция с ситуативной тревожностью перед экзаменом (r=0.29; р<0.05). Таким образом повышенная личностная тревожность студентов не сказывалась на обычных учебных занятиях, но проявлялась в критических ситуациях. В то же время показатели шкалы Цунга, наоборот, коррелировали с ситуативной тревожностью в норме (r= -0.30; р<0.05), причем корреляция была отрицательной. Из всех показателей теста САН только самочувствие студентов при стрессе коррелировало с личностной тревожностью (r= -0.32; р<0.05) и показателем по шкале Цунга (r= -0.36; р<0.05), то есть высокотревожные студенты на экзамене чаще жаловались на плохое самочувствие. Анализ связей тревожности студентов и их личностных особенностей показал, что повышенный уровень актуальных страхов личности был характерен для «чувствительного» (H) и «зависимого» (I) типов личности. Показатель шкалы Цунга положительно коррелировали с выраженостью «идеосинкратического» (C) и «одиночного» (B) типов личности и отрицательно коррелировали с выраженностью «авантюрый» типа (D). Возможно, это связано с тем, что первые два типа относятся к интровертам и более склонны обращать внимания на соматические симптомы тревожности, в то время как авантюрный тип личности направлен вовне себя и для него характерен анозогнозический вариант отношения к болезни. В то же время в норме повышенную ситуативную тревожность демонстрируют «Деятельный» (E) и «Драматический» (F) типы личности, а во время экзаменов – «Серьезный» (N) тип личности, что в целом перекликается с ранее полученными результатами [10]. 

Результаты теста Люшера – как «вегетативный коэффициент», так и показатель «суммарного отклонения» мало коррелировали с показателями личностной и ситуативной тревожности. В частности показатель СО при стрессе коррелировал только с интегральным показателем актуальных страхов личности (r= 0.32; р<0.05), а ВК при стрессе – с ситуативной тревожностью в норме (r= 0.40; р<0.01). В то же время не отмечалось сколь либо значимой корреляции между показателями теста Люшера и результатами тестов САН и Спилбергера. Единственно, отмечалась связь между настроением и тревожностью в норме и величиной ВК при стрессе (если для студента было характерно хорошее настроение во время обычных занятий, то на экзамене он чаще ставил на первые места синий и зеленый цвет, если же студент в норме отличался повышенной ситуативной тревожностью, то на экзамене он чаще предпочитал красный и желтые цвета). В наших исследованиях отсутствовала сколь либо значимая корреляция между пульсом, давлением, ВИК и «Вегетативным коэффициентом», определяемым при помощи теста Люшера как в норме, так и перед экзаменом.

         Выводы

Исследования не подтвердили связь между результатами цветовых выборов по тесту Люшера, с одной стороны, и показателями личностной тревожности, определяемой по тестам Спилбергера, Цунга и и ИСАС – с другой. Во время обычного учебного процесса, а также при экзаменационном стрессе отсутствовала статистически значимая корреляция между показателями теста Люшера, с одной стороны, и результатами тестов ситуативной тревожности Спилбергера и САН, - с другой. Увеличение показателя «вегетативного коэффициента» при стрессе было минимальным, а средний по группе показатель «суммарного отклонения» при стрессе даже уменьшался по сравнению с нормой.

 Отсутствие значимой корреляции между так называемым «вегетативным коэффициентом» и результатами, полученными при помощи непосредственного измерения пульса и артериального давления не позволяют использовать данный показатель в качестве индикатора функционирования вегетативной нервной системы.

     Литература

1.    Вейн А.М. Заболевания вегетативной нервной системы. - М., 1991. - 624 с.

2.    Мастерова Е.И., Васильев В.Н., Невидимова Т.И., Власенко В.И. Связь психоэмоционального состояния с регуляцией ритма сердца и иммунным статусом человека //Российский физиологический журнал. 1999. Т.85. №5. С.621-627.

3.    Ноздрачев А.Д., Щербатых Ю.В.  Современные способы оценки функционального состояния автономной (вегетативной) нервной системы // Физиология человека. 2001. Т. 27. №6. С.95-101.

4.    Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Бахрах-М. 2000. – 672 с.

5.    Свидерская Н.Е., Прудников В.Н., Антонов А.Г. Особенности ЭЭГ-признаков тревожности у человека // Журнал высшей нервной деятельности. 2001. Т.51. №2. С.158-165.

6.    Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера. М.:1990. 87 с.

7.    Филимоненко Ю.И., Юрьев А.И., Нестеров В.М. Экспресс-методика для оценки эффективности аутотренинга и прогноза успешности деятельности человека. – В кн.:Личность и деятельность. Л.: ЛГУ. 1982. С.52-57.

8.    Шипош К. Значение аутогенной тренировки и биоуправления с обратной связью электрической активностью мозга в терапии неврозов. – Автореф. канд. дисс. Л.:1980.

9.    Щербатых Ю.В. Связь черт личности студентов-медиков с активностью вегетативной нервной системы // Психологический журнал. 2002. Т.23.№1. С.118-122.

10.Щербатых Ю.В. Влияние личностных особенностей на величину артериального давления у студентов в норме и в условиях эмоционального стресса // Артериальная гипертензия. 2000. №3. С.74-76.

11.Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. - Воронеж, 1998. - 282 с.

12.Zung W.W.K. How normal is anxiety? //Current concepts. Upjohn Company. 1980.- 341 p.

 

Abstract

To what extent the Lusher test of color choice measures the vegetative component of anxiety?

 It was observed that the results of Lusher test of color choices have had weak correlation with the psycho-physiological characteristics of emotional stress: heart rate, the Spielberg level of situational anxiety and results of SAM inquirer (state of health-activity-mood). As a result of this, some doubts are cast upon the appropriateness of use of so-called “vegetative coefficient” and “standard deviation” of color choices for measurements of psycho-physiological state of those under test both at normal conditions and at stress.

 

 

 

 

Стресс - молчаливый убийца

Подпишись на полезные рассылки по психологии и получи подарок: книгу «Стресс - молчаливый убийца. Что вы должны знать, чтобы не стать его жертвой».

Книги автора

Психология личности

Учебники

Семь смертных грехов

Семинары и тренинги

Об авторе сайта

ВФ МГЭИ - информация для студентов

Конференции

Обратная связь

Психологическое сообщество Воронежа

Разработка сайта и дизайн BIT-design, 2010