Этот сайт создан для людей, которые хотят добиться успеха в этой жизни, для тех, кто намерен быть здоровым, счастливым и процветающим человеком в любых условиях

Этот сайт для тех, кто хочет на сто процентов реализовать свои потенциальные возможности, несмотря на любые трудности и препятствия.

Здесь Вы узнаете, как преодолевать страх, обман и стрессы,
как добиваться своих целей, оставаясь здоровым и полным энергии.
Автор сайта — профессор психологии Воронежского филиала
Московского гуманитарно-экономического института Ю.В.Щербатых

Психологические
тесты
Психологические
тесты

Свежие статьи

Разные статьи

Психологический
словарь
терминов
Психологический
словарь
терминов

Диванная комната

Визуализация

Написать письмо

Приглашаем партнеров по бизнесу

Если у вас есть проблема - будем вместе ее решать »

Интересно? Напишите:

Rambler's Top100

Счетчик PR-CY.Rank

/ Главная / Разные статьи / Статьи по психологии Щербатых / Психические состояния в учебном процессе

Почему так трудно бывает сохранять контроль над собой в стрессорных ситуациях?

Как работают наши генетичсекие программы и можно ли их обойти?  


Щербатых Ю.В., Щекина И.А. Психические состояния в учебном процессе: проблемы и способы оптимизации //  Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. – Вып. 54, ч.4. – Ялта, 2016. - С. 241-246.  

Аннотация. Успешность педагогического процесса зависит от психического состояния учащегося. Статья посвящена проблеме определения понятия термина «психическое состояние» и  изучение данного явления в учебном процессе. Показано, что экзаменационный стресс является важным фактором, влияющим на здоровье учащихся и эффективность учебного процесса. Для оптимизации уровня стресса авторы рекомендуют использовать  набор  психологических приемов, включающих аутогенную тренировку и нейро-лингвистическое программирование.

Ключевые слова: Психические состояния, стресс, учебных стресс, экзаменационный стресс, аутогенная тренировка, нейро-лингвистическое программирование, НЛП

Введение.

Успешность педагогического процесса зависит не только от  его информационного содержания (какие знания, и в какой форме передаются от учителя к ученику), но и от характера функционального состояния учащегося. В зависимости от того, будет ли ученик во время учебного процесса находиться в оптимальном рабочем состоянии или в состоянии утомления, будет ли у него преобладать чувство интереса или равнодушия - будет в итоге зависеть степень усвоения учебного материала и уровень мотивации к дальнейшей учебе. К этому следует добавить, что учебный процесс как в средней, и тем более в высшей школе включает в себя элементы контроля знаний, которые сами по себе меняют психическое состояние учащихся вплоть до развития стрессовых реакций, что нашло свое отражение в термине «экзаменационный стресс».

Формулировка цели статьи.

Цель статьи  - уточнить определение понятия «психическое состояние» в приложении к педагогическому процессу, и оценить степень нарушения нормального  психического состояния учащихся в норме и во время экзаменов.

Изложение основного материала статьи.

Перед тем, как обратиться собственно к  приемам регуляции психических состояний, нужно дать определение данному  термину, так как его дефиниции весьма сильно варьируют у разных авторов, причем существенные трудности возникают уже при разделении понятий «психические состояния», «эмоции», «чувства» и «настроения». Одним из первых психического состояния подробно изучил Левитов Н.Д., который определил её как «целостную характеристику психической деятельности за определенный период времени, показывающую своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности» [2]. Однако данного определения оказалось недостаточно для однозначной дифференцировки психических состояний от других психологических феноменов, так как данная дефиниция в той или иной мере подходит для описания чувств и эмоций. Попытка определить и дифференцировать понятия «психическое состояние», «чувство», «эмоция» делалась такими авторами как Е.П. Ильин, С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, все они характеризовали данные понятия по разным параметрам, наиболее универсальными из которых являются следующие: длительность, предметность и культурная обусловленность [1,3,5]. Как отмечалось ранее, психическое состояние можно воспринимать, с одной стороны, как некий фон, способствующий или препятствующий возникновению определенных эмоций, а, с другой стороны – как последствие длительного переживания эмоций и чувств. Например, на фоне депрессивного состояния человек чаще проявляет отрицательные астенические эмоции, но с другой стороны, череда сильных отрицательных эмоций или негативных чувств (например, несчастная любовь) может перевести психику человека в подавленное состояние. Еще один важный аспект состояний – их энергетический компонент, который накладывает существенный отпечаток на деятельность человека и его эмоциональную сферу, определяя как его производительность труда, так и уровень общей социальной активности.

На основе всего вышеперечисленного можно попытаться обозначить понятие «психическое состояние» как «один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определенными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне - системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира» [10].

Центральным фактором для состояний можно считать актуальную потребность, которая вызывает определенное психологическое состояние. Если условия внешней среды способствуют быстрому и легкому удовлетворению потребности, то это способствует возникновению позитивного состояния  - радости, воодушевления и т. д., а если вероятность удовлетворения низка или вообще отсутствует, то состояние будет негативным по эмоциональному знаку (разочарование, уныние, депрессия). Важную роль в характере нового установившегося состояния играет  «блок целеполагания», который определяет как вероятность удовлетворения потребности, так и характер будущих действий.  В зависимости от информации, хранящейся в памяти, формируется психологический компонент состояния, включающий в себя, эмоции, ожидания, установки, чувства и «фильтры восприятия». Последний компонент очень важен для понимания характера состояния, так как именно через него человек воспринимает мир и оценивает его. После установки соответствующих «фильтров», объективные характеристики внешнего мира уже гораздо слабей могут воздействовать на сознание, а главную роль играют установки, убеждения и представления. Например, в состоянии интереса к  информации, получаемой на уроке, она позитивно воспринимается учеником, а в состоянии равнодушия или утомления та же информация может восприниматься как ненужная и даже раздражающая. 

Следует также отметить, что понятие «психическое состояние» описывает сложное, многокомпонентное явление, которое, будучи системным по своей природе, охватывает множество уровней организации человека – от физиологического и мышечного до социального [10]. Например, в состоянии утомления после физической работы главную роль играет физиологический уровень, в состоянии печали ведущим является психологический уровень, а в состоянии творческого подъема – когнитивный. Умение диагностировать психические состояния людей по паттерну «мышечного рисунка» является профессионально важным качеством психолога и педагога, на что указывает следующая цитата: «Нетрудно понять психическое состояние, например, учащегося, проявляющего на теоретическом занятии неуверенность в решении заданной преподавателем задачи. Лицо выражает подавленность, взгляд блуждает по учебным пособиям и товарищам, поза скованная, пальцы слегка дрожат» [4].

Когнитивный уровень актуален далеко не для всех психических состояний, однако весьма важен  в том случае, когда человек занимается учебной деятельностью, о которой идет речь в данной статье. В зависимости от специфики психического состояния у человека может существенно меняться скорость и эффективность познавательных процессов: ощущения, восприятия, памяти, внимания и мышления. Например, во время состояний, сопряженных с сильными эмоциями (во время значимого экзамена, например, ЕГЭ), у ученика может страдать логичность мышления. С другой стороны, у учащихся с сильным типом нервной системы можно отметить такое состояние, как мобилизованность, которые существенно  повышается эффективность когнитивных процессов.

Если проанализировать  психические состояния со стороны их энергетических характеристик, то можно выстроить «лестницу состояний», где каждая следующая ступень будет соответствовать более высокому уровню напряженности психической активности. Тогда на «нижнем» конце будет располагаться состояние сна, а на «верхнем» - состояние психологического стресса. Дадим краткие характеристики этим состояниям. «Оптимальное рабочее (учебное) состояние» - состояние, обеспечивающее наибольшую эффективность деятельности при среднем темпе и интенсивности труда (состояние ученика или учителя на обычном уроке). Для него характерно наличие сознательной цели деятельности, высокая концентрация внимания и активизация мышления. «Состояние напряженной деятельности» – это состояние, возникающее в процессе учебы в экстремальных условиях (во время  экзамена, зачета, презентации и пр.) Психическое напряжение обусловлено наличием особо значимой цели или повышенными требованиями к ученику. Оно также может быть определяться высокой мотивацией к достижению результата или высокой ценой ошибки. При длительном нахождении ученика в рабочем состоянии возможен переход к состоянию монотонии, а при длительном нахождении в состоянии напряженной деятельности – переход к состоянию стресса или утомления. «Монотония» – состояние, развивающееся при длительных, повторяющихся  нагрузках средней и малой интенсивности (например – во время скучного урока, который не вызвал интереса ученика). Оно вызывается однообразной, повторяющейся информация, а преобладающие эмоции – скука и равнодушие, что ведет к снижению показателей внимания. При этом часть поступающей информации блокируется на уровне таламуса и не доходит до сознания. «Утомление» – временное снижение работоспособности под влиянием длительной и высокой нагрузки. Оно обусловлено истощением ресурсов организма при длительной или чрезмерной деятельности. Для него характерно снижение мотивации к труду, нарушение внимания и памяти. На физиологическом уровне отмечается появление запредельного торможения центральной нервной системы. «Стресс» – состояние повышенного и длительного напряжения, связанного с невозможностью приспособления к требованиям среды обитания. Это состояние обусловлено длительным воздействием факторов среды, превышающее возможности адаптации организма. Оно характеризуется психическим напряжением, чувством фрустрации, тревоги, беспокойства, а в последней стадии – равнодушия и апатии [7,9,10].

Управление психическим состоянием может осуществляться различными путями: с помощью физических, фармакологических, физиологических и психологических методов [9], из которых в педагогическом процессе  применяется  только последний из перечисленных. Особую актуальность проблема управления психическими состояниями в системе образования приобретает во время промежуточного и итогового контроля знаний, реализуемых в виде зачетов и экзаменов. При определенной значимости для ученика результатов экзамена, нередко развивается сильный психологический стресс, который получил наименование «экзаменационного» [7,8,9]. 

Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся средней и, особенно, высшей школы. Очень часто экзамен становится психотравмирующим фактором, последствия которого могут проявляться длительное время после его завершения, а сам стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов [7,9]. В последние годы показано, что экзаменационный стресс, особенно в сочетании с употреблением кофеина, может приводить в последующем к стойкому повышению артериального давления у студентов [7,8]. Следует также отметить, что проблема экзаменационного стресса ежегодно затрагивает сотни тысяч студентов и школьников нашей страны и для своего решения требует совместных усилий ученых разных научных дисциплин – физиологии, психологии и медицины.

За последние  пятнадцать лет нами было обследовано несколько сот  школьников и студентов - как во время обычного учебного процесса, так и во время  экзаменов с проведением замеров психологических и физиологических показателей. Физиологические методики включали в себя  измерение частоты сердечных сокращений; частоты дыхания и артериального давления, а также оценку состояния вегетативной нервной системы посредством математического анализа вариабельности сердечного ритма. Психологические методики включали определение личностной и ситуативной тревожности по Спилбергеру, оценку личностных качеств по 16-факторный опросник Кеттела и тест ЧХТ для определения характеристик высшей нервной деятельности, а также опросник для определения иерархической структуры актуальных  страхов. Полученные данные обрабатывались на ЭВМ при помощи пакета статистических программ STATGRAPHIC for Windows.

Среди обследованных школьников и студентов встречались люди, как с высокой, так и с низкой личностной тревожностью, что изначально определяло их разные реакции на экзаменационный стресс. При этом средний уровень личностной тревожности в обследованной популяции составил 41.4±0.8 балла. Исходя из принятой на настоящее время трактовкой деления людей по уровням тревожности, 5.8% обследованных людей имели пониженную личностную тревожность, около 5% высокую, и почти 90% студентов и школьников имели средние показатели личностной тревожности. Средний уровень ситуативной тревожности, определенной по опроснику Спилбергера, в спокойном состоянии равнялся 39.8±0.7 баллов, зато перед экзаменами этот показатель значительно возрастал, достигая в среднем 56.5±0.8 балла, что свидетельствует о достаточно высоком уровне реактивной тревожности у студентов перед экзаменом (р<0.001). Результаты анализа наших исследований позволяют сделать выводы, что экзаменационный стресс вызывает существенные изменения в работе вегетативной нервной системы, увеличивая активность ее симпатического отдела и уменьшая активность парасимпатического отдела. Ситуация экзамена приводит к значительному повышению уровня ситуативной тревожности, в первую очередь - у лиц со слабым типом высшей нервной деятельности.

Личностные особенности индивидуума оказывают значительное влияние на характер протекания экзаменационного стресса. Результаты исследования  корреляционных связей между показателями артериального давления и личностными  особенностями  испытуемых позволили установить ряд закономерностей. Для лиц, демонстрирующих высокое артериальное давление на экзамене, были характерны такие общие черты, как осознание своего общественного долга и желание ему соответствовать, а также  стремление контролировать свои чувства и выражать их в социально приемлемой форме.  Было установлено, что активация симпатической системы на экзамене чаще происходит у конформных, послушных студентов, не умеющих отстоять свою точку зрения, не верящих в себя, свои способности, и склонных к невротическим состояниям. У доминантных, властных, активных субъектов на экзамене меньше тормозилась активность парасимпатического отдела, и не так сильно усиливалась деятельность симпатического отдела. У студентов, склонных к фрустрациям и переживанию чувства вины, пульс на экзамене ускорялся более значительно, чем у студентов, легко относящихся к жизни и привыкших перекладывать вину на внешние обстоятельства [7, 8].

Для коррекции уровня экзаменационного стресса мы использовали комплексные методы, включающие в себя элементы аутогенной тренировке и нейро-лингвистического программирования, которые были модифицированы нами для работы со студентами. Критерием эффективности используемых методик было, с одной стороны, улучшение субъективного состояния студентов и снижение уровня ситуативной тревожности, а, с другой стороны, объективное снижение вегетативных коррелятов стресса (нормализация пульса, артериального давления и показателей вариабельности сердечного ритма). Созданный нами комплекс «АТ-1» включал в себя три компонента: активное самовнушение, мышечную релаксацию и дыхательные упражнения, согласованные друг с другом. В результате выполнения комплекса «АТ-1» происходила нормализация баланса симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, которая выражалась в достоверном снижении индекса напряжения регуляторных систем и увеличении среднеквадратического отклонения кардиоинтервалов. Вторая методика - психологическая условно-рефлекторная саморегуляция, давала возможность студентам осознать свои внутренние ресурсы и обучиться навыкам их реализации путем выработки специальных условных рефлексов. Применение этих методов саморегуляции показало свою эффективность для нормализации как состояния вегетативной нервной системы, так и психических функций студентов.

Выводы.

В результате нашего исследования можно сделать вывод, что управление психическим состоянием  участников учебного процесса  является  важным фактором повышения его эффективности и сохранением психического и соматического здоровья учащихся. Имеющиеся в настоящее время методы психологического воздействия позволяют нормализовать функциональное состояние вегетативной нервной системы студентов и школьников и уменьшить остроту стрессорных реакций во время экзамена.

 

Литература:

1.Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001.

2..Левитов Н.Д. О Психических состояниях человека. – М.: Просвещение, 1964.

3. Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: Academia, 1996.

4. Платонов К.К., Голубев Г. Г. Психология. - М.: Высшая школа, 1977.

5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2005.

6. Соловьева, С.Л. Психология экстремальных состояний. – СПб.: ЭЛЬБИ-СПб,  2003.

7. Щербатых Ю.В. Экзаменационный стресс (диагностика, течение и коррекция) / Ю.В. Щербатых. - Воронеж: Студия ИАН, 2000. – С. 18-55.

8. Щербатых Ю.В. Связь особенностей личности студентов-медиков с активностью вегетативной нервной системы // Психологический журнал, 2002, №1, С. 118-122

 9. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2007.

10. Щербатых Ю.В. Психические состояния: проблемы классификации и дифференцировки от других психических явлений /Ю.В.Щербатых // Психология психических состояний. Сборник статей. Вып. 7/ Под ред. Проф. А.О. Прохорова. – Казань: Издательство «Отечество», 2009. – С.93-108.

--------------------------

Scherbatykh Yu.V., Schekina I.A.

Mental condition in the educational process: problems and ways of optimization

Annоtation. The success of the pedagogical process depends on the mental state of the student. The article deals with the definition of the term "mental state" and the study of this phenomenon in the educational process. In shown that exam stress is an important factor affecting the health of students and the effectiveness of the educational process. To optimize stress levels, the authors recommend the use of a set of psychological techniques, including autogenic training and neuro-linguistic programming.

Keywords: Mental state, stress, exam stress, autogenic training, neuro-linguistic programming

Стресс - молчаливый убийца

Подпишись на полезные рассылки по психологии и получи подарок: книгу «Стресс - молчаливый убийца. Что вы должны знать, чтобы не стать его жертвой».

Книги автора

Психология личности

Учебники

Семь смертных грехов

Семинары и тренинги

Об авторе сайта

ВФ МГЭИ - информация для студентов

Конференции

Обратная связь

Психологическое сообщество Воронежа

Разработка сайта и дизайн BIT-design, 2010