Этот сайт создан для людей, которые хотят добиться успеха в этой жизни, для тех, кто намерен быть здоровым, счастливым и процветающим человеком в любых условиях

Этот сайт для тех, кто хочет на сто процентов реализовать свои потенциальные возможности, несмотря на любые трудности и препятствия.

Здесь Вы узнаете, как преодолевать страх, обман и стрессы,
как добиваться своих целей, оставаясь здоровым и полным энергии.
Автор сайта — профессор психологии Воронежского филиала
Московского гуманитарно-экономического института Ю.В.Щербатых

Психологические
тесты
Психологические
тесты

Свежие статьи

Разные статьи

Психологический
словарь
терминов
Психологический
словарь
терминов

Диванная комната

Визуализация

Написать письмо

Приглашаем партнеров по бизнесу

Если у вас есть проблема - будем вместе ее решать »

Интересно? Напишите:

Rambler's Top100

Счетчик PR-CY.Rank

/ Главная / Разные статьи / Психология религии / Индивидуальная религиозность

на YouTube начал работу новый канал профессора Юрия Щербатых "Формула долголетия", посвященный проблеме сохранения молодости и продления жизни. Подписывайтесь на канал и вы узнаете, как сделать свою жизнь долгой и здоровой. 

Новое видео: ЧТО ТАКОЕ "СТРЕСС-ТЕСТ" ДЛЯ СЕРДЦА И ЧТО ДАЕТ ВЕЛОЭРГОМЕТРИЯ?

 

 

 

Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ   ЖУРНАЛ
Том 17    №6    1996 г.   С.120-122
 
И. Ф. Мягков, Ю. В. Щербатых, М. С. Кравцова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ
 
Четкого определения понятия «религиозность» до сих пор в отечественной психологической и социологической науке нет. Если сущность групповой, социальной религиозности находит свое объяснение в работах некоторых иссле­дователей религии [1, 2, 4, 5], то ее соотнесение с индивидуальными психо­логическими особенностями людей вызывает значительные трудности [2, 3].
В то же время влияние религии на общественное сознание в последние годы многократно усилилось, а снятие идеологических запретов впервые позволило объективно, без обязательной ранее атеистической критики исследовать такое пока еще мало изученное явление, как религиозное сознание. Поэтому нами была предпринята попытка изучения структуры индивидуальной религиозности и со­отнесения ее уровня с конкретными психологическими особенностями личности. С этой целью в психологической лаборатории девиантных форм поведения Воро­нежского госуниверситета был разработан тест-опросник уровня религиозности (ТОР), состоящий из 40 вопросов, разбитых на 8 субшкал. Перед началом иссле­дований мы предположили, что интегральный уровень религиозности будет зависеть от различных по своему характеру мотиваций и потребностей личности, а задачей настоящей работы являлся структурный анализ религиозности, кото­рую мы понимали, как «определенную степень приверженности индивида к религии» [ 2].
Первая субшкала нашего опросника отражала гносеологические корни религиозности и склонность к идеалистической философии (ФИЛ); вторая вы­ясняла отношение испытуемого к магии (МАГ), третья определяла тенденцию личности искать в религии поддержку и утешение (ПОД), с помощью четвертой шкалы мы пытались вычленить внешние признаки религиозности (ВНЕ); в пятой выявлялся интерес к так называемой «псевдонауке» — загадочным и таинственным явлениям, в восприятии которых вера играет значительно боль­шую роль, чем знание (ПСН). Шестая шкала определяла у испытуемого тен­денцию верить в Творца и признавать существование высшей силы, создавшей мир (ВЫС); седьмая выясняла наличие религиозного самосознания, т. е. внут­ренней потребности в религиозном веровании (САМ); с помощью последней субшкалы делалась попытка определить отношение испытуемого к религии как образцу моральных норм поведения (МОР).
Ниже мы приводим примеры вопросов из различных субшкал теста:
 

Обозначение
Образец вопроса
1
ФИЛ
Верите ли Вы в существование бессмертной души, которая не
разрушается после гибели человека?
2
МАГ
Допускаете ли Вы существование колдунов и ведьм, т. е.
людей, знающихся с нечистой силой?
3
ПОД
Считаете ли Вы, что религия является лучшим утешением для человека в
его горестях и бедах?
4
ВНЕ
Носите ли Вы крестик?
 
5
ПСН
Согласны ли Вы с утверждением,   что человек может черпать
силы и информацию из Космоса,   подзаряжаясь космической энергией?
6
ВЫС
Можно ли утверждать,   что судьба человека предопределена на
небесах и он не в силах ее изменить?
7
САМ
Чувствуете ли Вы внутреннюю потребность посещать церковь?
 
8
МОР
Считаете ли Вы, что только преподавание религии в школе
может привить детям   мораль и послушание?

 
Кроме основного теста испытуемые получали бланк уровня самооценки религиозности (УСР), с помощью которого они должны были сами определить свой индивидуальный уровень религиозности по десятибальной шкале, где 1 соответствовала абсолютному атеизму, а 10 искренней и глубокой вере в Бога.
Группа испытуемых состояла из 40 человек обоего пола в возрасте от 25 до 35 лет. Полученные данные обрабатывались на ЭВМ с применением корре­ляционного анализа.
Результаты исследования показали, что тест-опросник индивидуальной религиозности (ТОР) хорошо коррелировал с уровнем религиозности, получен­ным путем самооценки (коэф. кор. 0,67; р -< 0,01). Вклад различных субшкал опросника ТОР в интегральную картину индивидуальной религиозности оказался неодинаковым. Максимальную корреляцию с общим индексом религиозности да­вали шкалы ПОД (0,83), САМ (0,78) и ВЫС (0,75). Учитывая, что достоверность корреляции всех этих шкал была выше 0,01, можно предположить: основу интег­ральной религиозности в исследуемой группе составили потребности в поддержке и утешении со стороны предполагаемых высших сил.
Несколько меньший вклад в общую картину религиозности вносили субшкалы ВНЕ (0,66), ФИЛ (0,65) и МОР (0,64). Таким образом, внешние признаки религиозности, отражающие большей частью степень конформизма испытуемых, их интеллектуальные поиски в области философии, и оценка религии как мораль­ного регулятора общественной жизни оказались на втором месте.
Обособленно по результатам исследований стояли две шкалы — МАГ и ПСН с коэффициентами корреляции по отношению к уровню религиозности соответст­венно 0,46 и 0,45. Их введение в общий опросник было обусловлено некоторыми стереотипами, до сих пор распространенными в нашей религиоведческой литера­туре. Во-первых, большинство специалистов в области научного атеизма под­черкивали связь между религией и магией, зачастую обозначая последнюю как своеобразную форму предрелигии. Во-вторых, было интересно выяснить также, насколько прочно вера людей в различные чудесные и таинственные явления, относящиеся к паранауке, связана с ортодоксальной христианской верой в Бога.
Однако сопоставление 2-й и 5-й субшкал с общим уровнем религиозности, а особенно с результатами теста УСР, доказало, что они мало коррелируют с остальными субшкалами (уровни корреляции — менее 0,2) и совсем не кор­релируют с показателем самооценки религиозности (0,06 и 0,02 соответственно). В то же время шкалы МАГ и ПСН достоверно коррелируют между собой (р = 0,05). Если эти данные несколько противоречат сложившимся в научном атеизме представлениями о близости христианской религиозной веры и веры языческой (в обряды, приметы, колдовство), то с точки зрения психологии наши результаты вполне объяснимы.
Христианство, как и другие монотеистические религии, основано на представ­лении о бессилии человека перед лицом Бога, который один только способен сколь-либо значительно влиять на окружающий мир, в то время как магия, колдовство предполагает активное воздействие на природу при помощи специальных обрядов и приемов. Поэтому шкалы опросника ТОР, отражающие
потребность человека в утешении и поддержке со стороны высшей могуществен­ной силы, мало коррелировали с субшкалами псевдонауки и магии, в которых отражается активная позиция субъекта по отношению к окружающему миру.
Сравнивая индекс самооценки религиозности с результатами опросника ТОР, мы установили, что главную роль в структуре индивидуальной религиозности играет вера в наличие высшей силы, управляющей миром, и осознанная потреб­ность в религиозной вере (уровни корреляции шкал ВЫС и САМ с показателем УСР — 0,65 при достоверности 0,01), затем идут шкалы ПОД, ВНЕ, МОР и ФИЛ с коэффициентами корреляции соответственно 0,60;0,52; 0,49; 0,43.
Личностные характеристики испытуемых определялись при помощи 16-фак-торного опросника Кеттелла. Исходя из коэффициентов корреляции между отдель­ными факторами, мы сгруппировали результаты по отдельным шкалам в блоки.
Первый блок состоял из фактора Q3 (контроль желаний) и связанных с ним факторов С (эмоциональная стабильность), N (проницательность) и G(сила сверх-Я). Достоверность корреляций этих трех факторов со шкалой Q3 была в пределах 0,05—0,01. Этот блок мы условно обозначили как «умение контролировать свои эмоции и выражать их в социально приемлемой форме».
Второй блок — «склонность к переживанию чувства вины и бессилия» — тесно примыкал к первому и состоял из факторов — С (эмоциональная нестабильность), Q4 (фрустрированность) и О{ гипотимия).
Третий блок («зависимость от общества») состоял из факторов А (аффек-тотимия) и —Q2 (социабельность); четвертый, условно названный «подчинен­ность», из факторов О (гипотимия) и —Е (конформность). Пятый блок, отража­ющий творческие процессы и наличие развитого воображения, составили факто­ры QX(радикализм) иМ (мечтательность).
Первый, второй и четвертый блоки были непосредственно связаны друг с другом, а третий и пятый — только опосредованно, через фактор Н (смелость), который коррелировал с факторами Q2, Gи М.
Вычисление уровней корреляции между уровнем религиозности (подсчитанной в тестах ТОР и УСР) показало, что личностные факторы Кеттелла слабо кор­релировали с интегральными оценками религиозности. Относительно достовер­ная связь наблюдалась между уровнем самооценки религиозности и гипотимией, а также между показателем теста ТОР и шкалой фрустрации (р = 0,1). Однако отдельные субшкалы ТОР были более четко привязаны к личностным факторам.
Так, фактор Е находился в отрицательной корреляции со шкалой ПОД, что объясняется большей склонностью конформных субъектов искать в религии опору и защиту (р = 0,05). Испытуемые, показавшие высокие оценки по шкале ВЫС, имели повышенные показатели фактора Q3. Другими словами, организованные, умеющие контролировать свои эмоции личности больше подчеркивали в религии фактор творца как силы, регулирующей и контролирующей мир. Шкала САМ коррелировала с факторами Q3 и —Q4( достоверность 0,1 и 0,05 соответственно). Это означает, что люди, испытывающие потребность в религии, во-первых, хорошо осознают социальные требования и стараются их хорошо выполнять, а, во-вторых, менее подвержены фрустрациям, чем остальная популяция в целом.
Шкала МОР коррелировала со шкалами N, О и Q3 Кеттелла. Это может означать, что в основе тенденции испытуемых видеть в религии прежде всего моральный компонент лежат различные мотивы. Расчетливые и проницательные личности, имеющие высокие показатели по шкале N, будут видеть в религии лишь хороший способ регулирования взаимоотношений между людьми; люди, склонные к гипотимии (фактор О) и с обостренным чувством вины, найдут в христианстве идеальный способ покаяться в своих грехах; личностей с высоким фактором Q3 может привлекать импонирующая им четкая организация религиозных мораль­ных догм (десять заповедей). Шкала МАГ коррелировала с факторами —Q1 и — Q4. Это означает, что склонность верить в различные чудеса свойственна зависимым от группового мнения личностям, а также людям с пониженным уров­нем фрустрированности.
 
На основании проведенного исследования можно сделать некоторые выводы:
Основными компонентами общего уровня религиозности у большинства испы­туемых являлись вера в наличие высшей могущественной силы и потребность в поддержке с ее стороны.
Вера в магические обряды и суеверия, а также в необъясненные или не подт­вержденные пока наукой таинственные явления, не коррелирует с уровнем религиозности в христианском ее понимании. Другими словами, тенденция принимать на веру недоказанные логикой и знанием явления еще не означает склонности к религии.
Люди, имеющие высокие показатели по факторам О, Q3 и низкие показатели по фактору Q4 Кеттелла, в большей степени склонны к религии, чем остальная часть популяции. Однако пока не выяснена каузальная зависимость между уров­нем религиозности и фактором фрустрированности — возможно, что его понижение у верующих связано с седативным характером христианского культа.
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
1. Букин В. Р. Психология верующих и атеистическое воспитание. М., 1969. С. 68—91.
2. Демьянов А. И. Религиозность: тенденции и особенности проявления. Воронеж, 1984.
С. 6—31.
3. Пивоваров В. Р. Религиозность: опыт и проблемы изучения. Йошкар-Ола, 1976. С. 218.
4. Угринович Д. М. Психология религии. М., 1986. С. 7—26.

5. Яблоков И. Н. Социология религии. М., 1979. С. 67—98.

 Содержание теста  - ЗДЕСЬ

 

 Для интересующихся проблемами психологии религии автор сайта рекомендует интресную статью, в которой применялся наш опросник: Груздев Н. В., Спивак Д. Л. Религиозно-психологические ориентации современных россиян и американцев: новые данные // Точки/Puncta. Т. 4, №3—4, 2004. С. 274—284.

 

 

Также рекомендуем обзорную статью:

Ю.М. Зенько «Психология религии: основные проблемы и перспективы развития» , в которой приводится обзор различных научных работ по психологии религии.

Стресс - молчаливый убийца

Подпишись на полезные рассылки по психологии и получи подарок: книгу «Стресс - молчаливый убийца. Что вы должны знать, чтобы не стать его жертвой».

Книги автора

Психология личности

Учебники

Семь смертных грехов

Семинары и тренинги

Об авторе сайта

ВФ МГЭИ - информация для студентов

Конференции

Обратная связь

Психологическое сообщество Воронежа

Разработка сайта и дизайн BIT-design, 2010