Этот сайт создан для людей, которые хотят добиться успеха в этой жизни, для тех, кто намерен быть здоровым, счастливым и процветающим человеком в любых условиях

Этот сайт для тех, кто хочет на сто процентов реализовать свои потенциальные возможности, несмотря на любые трудности и препятствия.

Здесь Вы узнаете, как преодолевать страх, обман и стрессы,
как добиваться своих целей, оставаясь здоровым и полным энергии.
Автор сайта — профессор психологии Воронежского филиала
Московского гуманитарно-экономического института Ю.В.Щербатых

Психологические
тесты
Психологические
тесты

Свежие статьи

Разные статьи

Психологический
словарь
терминов
Психологический
словарь
терминов

Диванная комната

Визуализация

Написать письмо

Приглашаем партнеров по бизнесу

Если у вас есть проблема - будем вместе ее решать »

Интересно? Напишите:

Rambler's Top100

/ Главная / Стресс / Стресс и здоровье / Посттравматический синдром

   Хочешь получить книгу "Психология успеха"?  Подпишись на рассылку и получи подарок ------------->     

24 апреля (чт) состоится вебинар (интернет-семинар) профессора Юрия Щербатых

"Как за месяц избавиться от 90% своих стрессов и стать вдвое счастливей"

КЛИКНИТЕ ПО НАЗВАНИЮ ВЕБИНАРА И ПОЛУЧИТЕ ПРИГЛАШЕНИЕ ДЛЯ БЕСПЛАТНОГО УЧАСТИЯ

 

 

 

Посттравматический синдром

                     3.3.2 Посттравматический синдром

(отрывок из книги Ю.Щербатых "Психология стресса и методы коррекции" - СПб, Питер, 2008. - С. 93-95)

Посттравматическое стрессовое расстройство ( ПТСР) проявляются у людей, которые испытали на себе воздействие события «выходящего за рамки обыденных человеческих переживаний и экстремально стрессогенного для любого человека». Такое событие наложило бы «серьезный вред или угрозу чьей-либо жизни или физической целостности, серьезную угрозу чьим-либо детям, супругу или другим близким родственникам или друзьям» (DSM-IV, 1994). Травматические события, которые могут вызвать ПТСР, можно классифицировать по нескольким категориям. Во-первых, человек может испытать воздействие природного катаклизма, например - землетрясения. Во-вторых, расстройство может быть вызвано трагическими несчастными случаями, например, авиа- и автокатастрофы. В-третьих, стрессором может стать какая-нибудь чрезвычайная ситуация: война, концлагерь, пытки, расстрел, изнасилование и т. д.

Для посттравматического стрессового расстройства характерен ряд клинических симптомов, который можно рассмотреть на примере проявлений ПТСР у участников боевых действий:

1. Повышенная тревожность как основная составляющая обычного эмоционального фона. Проявляется как психической сфере (беспокойство и озабоченность, «параноидальные» явления, чувство страха, неуверенность в себе, комплекс вины), так и на физиологическом уровне (повышенное артериального давление, спазмы желудка, головные боли).

2. Повышенная агрессивность, тенденция решать проблемы с помощью грубой силы. Периодические приступы ярости, особенно после приема алкоголя или других наркотических веществ.

3. Немотивированная бдительность, переходящая в подозрительность, ожидание угрозы и нападения.

4. Пониженное настроение, депрессия, чувство одиночества и отчаяния. Этим чувствам сопутствует нервное истощение, апатия и негативизм.

5. Нарушения памяти и концентрации внимания, трудности сосредоточения, особенно в социально-значимых ситуациях (публичное выступление, экзамен и т. д.).

6. Наличие так называемых «непрошеных воспоминаний». Периодически в сознании человека, страдающего ПТСР внезапно всплывают крайне неприятные сцены, связанные с травмирующим событием, которые сопровождаются очень сильными негативными эмоциями. Эти воспоминания могут возникать как во время бодрствования, так и во сне, принимая форму ночных кошмаров. Человек пробуждается от такого сна потным, разбитым, с напряженными мышцами.

7. Притупленность эмоций и агедония (отсутствие чувства удовольствия, радости жизни).

8. Бессонница (трудности с засыпанием и прерывистый сон). Когда, человека посещают ночные кошмары, есть основания считать, что он сам невольно противится засыпанию, и именно в этом причина его бессонницы: человек боится заснуть и вновь увидеть этот сон.

9. Тенденция к злоупотреблению никотином, алкоголем, наркотическими и лекарственными веществами.

10. Чувство вины.

    Возможные механизмы посттравматичсекого стресса весьма значительно различаются в зависимости от применяемого подхода. Например, в рамках концепции о высшей нервной деятельности, созданной И.П.Павловым, причиной ПТСР является застойный очаг возбуждения в коре головного мозга.

     Биохимические модели обращают внимание на снижение уровня норадреналина, допамина и серотонина в мозге, рост уровня ацетилхоллина и эндогенных опиоидов. Снижение уровня норадреналина и падение уровня допамина в мозге коррелируют с состоянием психического оцепенения. Это состояние является центральным в синдроме ответа на стресс. Болеутоляющий эффект, опосредованный эндогенными опиоидами, может приводить к возникновению опиоидной зависимости и поискам ситуаций, похожих на травмирующую. Снижение серотонина вызывает ингибирование работы системы подавления продолжения поведения, что приводит к генерализации условной реакции на связанные с первоначальным стрессором стимулы. Несмотря на логичность данных конструкций, следует заметить, что большинство подобных исследований было проведено на животных, что не позволяет в полной мере переносить данные гипотезы на стресс человека.

     Согласно психоаналитическому подходу З.Фрейда травма приводит к нарушению процесса символизации и является элементом нарциссического конфликта. Фрейд считал, что в результате интенсивного или длительного воздействия внешних факторов стмульный барьер разрушается, а либидозная энергия смещается на самого субъекта. С его точки зрения, фиксация на травме - это попытка ее контроля. Современные психоаналитики в качестве возможных механизмов ПТСР рассматриваются: регресс на оральную стадию развития, смещение либидо с объекта на "Я", ремобилизация садомазохистских инфантильных импульсов, идентификация с агрессором, регресс к архаичным формам функционирования "Сверх-Я" и т. д. Считается, что травма - это триггерный механизм, актуализирующий детские конфликты.

    В рамках когнитивной модели , травматические события - это потенциальные разрушители базовых представлений о мире и о себе. Патологические реакции на стресс - это попытки воссоздания прежней картины мира в слегка измененном виде, которые не приводят к успеху. Преодоление ПТСР возможно только после полного разрушения остатков прежних представлений об окружающем мире и своей роли в нем и построения новой, непротиворечивой модели.

     Информационная модель , разработанная M . Horowitz [1] является попыткой синтеза когнитивной, психоаналитической и психофизиологической моделей. Согласно этомй подходу, сильный стресс приводит к поступленнию в сознание поступает информация, которая не может быть согласована с когнитивными схемами. Происходит информационная перезагрузка, и часть информации переводится из сознания в бессознательное, сохранясь, впрочем, в активной форме. В соответствие с принципом избегания моральной боли человек стремится сохранить информацию в бессознательной форме, но в соответствии с тенденцией к завершению гештальта травматичная информация становится сознательной как часть процесса информационной обработки.

    Для преодоления ПТСР используются различные стратегии: восстановление целостности и гармоничности картины мира (согласование негативного опыта и текущей реальности), поиск и актуализация необходимых ресурсов (например, спокойствия и уверенности в себе), а также включение старых поведенческих программ в контекст социально-приемлемых действий (например, работа спортивным инструктором или охранником для бывшего солдата).

 Литература


[1] Horowitz M. J. Stress response syndromes. - Northvale, NJ., Aronson, 2nd ed., 1986.

 

Основная
1. Берн Э. Секс в человеческой любви. - М.: Московский кадровый центр, 1990. – С. 60-66.
2. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса.  – М.: Наука, 1983. – С.10-20.  
3. Корыстов Ю.Н. Эмоции, стресс, курение, потребление алкоголя и рак – корреляционные и причинные связи // Журнал ВНД им. Павлова, 1997. - №4. - С.627-657.
4.Селье Г. Когда стресс не приносит горя (Стресс без дистресса). М.: «РЭНАР», 1992. – С. 122-123.
5. Щербатых Ю.В. Экзаменационный стресс. - Воронеж: Студия ИАН, 2000. – С. 102-112.
6. Щербатых Ю.В. Связь особенностей личности студентов-медиков с активностью вегетативной нервной системы // Психологический журнал, 2002. - №1. - С. 118-122
 
Дополнительная
6. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. М.: Кафедра-М. – 1998. – С.99-162.
7. Захаров А.И. Неврозы детей и подростков. Л.: Медицина, 1988. - С. 5-18.
8. Гаврилова Е.А. Роль поведенческого типа А и психического стресса в развитии ишемической болезни сердца, возможности психопрофилактики и психотерапии заболевания //Кардиология. - 1999. - №9. – С.72 -78.
9. Горелова Е.С. Мотивация достижений и адаптация к психическому стрессу // Роль эмоционального стресса в генезе нервно-психических заболеваний. - М., 1977. - С. 48-50.
10. Горст Н.А., Горст В.Р. Состояние вегетативной нервной системы в процессе адаптации организма школьников и студентов к различным условиям существования // Учен. зап. Астрах, гос. пед. ин-т. - 1995. № 1. - С. 75-79.
11. Гусова А.Б. Некоторые клинико - физиологические особенности анксиозных состояний // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. - 1969. - Т. 69. - Вып. 3. - С. 390 - 396.
12. Данилова Н.Н., Коршунова С.Г., Соколов Е.Н., Чернышенко Е.Н. Зависимость сердечного ритма от тревожности как устойчивой индивидуальной характеристики // Журн. высш. нервн. деят., 1995. - Т.45, №6. - С. 647- 660.
13. Калуев А.В. Проблемы изучения стрессорного поведения. - Киев. 1999. – С. 27-42.
14. Каплан Г.И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия: В 2-х томах. - М.: Медицина, 1994. – Т.1. - 671 с.
15. Мойкин Ю.В., Киколов А.И., Тхоревский В.И., Милков Л.Е. Психофизиологические основы профилактики перенапряжения. - М. Медицина, 1987. – С.36-112.
16. Мягков И.Ф., Щербатых Ю.В., Кравцова М.С. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности // Психологический журнал. Т.17. №6. 1996. С. 119-122.
17. Нелюбова Т. А. К вопросу о динамике эмоционально-вегетативных дисфункций // Труды конф. аспирантов и клин. ординаторов КГМИ. - Фрунзе, 1971. - Т.72. - С. 109-113.
18. Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю.И.Александрова. - СПб: Питер. – 2006. – С.
19. Суворова В. В. Психофизиология стресса. - М.: Педагогика, 1975. – С.3-208.
20. Щербатых Ю.В. Влияние параметров высшей нервной деятельности студентов на характер протекания экзаменационного стресса // Журнал ВНД им. Павлова, 2000. - №6. - С.959-965.
21. Щербатых Ю.В.Взаимосвязь тревожности, страха и фрустрации с активностью парасимпатического отдела вегетативной нервной системы// Материалы 7-й междисциплинарной конференции по биологической психиатрии «Стресс и поведение». М. 2003. С. 31-33.
22. Baker J. Stress appraisals and coping with everyday hassles // Progr. Reversal Theory. - Amsterdam . - 1988. - Р. 117-128 .
23.Cohen L., Marshall G.D., Cheng L., Agarwal S.K., Wei Q. DNA repair capacity in medical students during exam stress // J. Behav. Med. 2000. V.23. N6. P.531-544.
24. De Quattro V. L. Stress overload-and catecholamine response-demand neutralizing antihypertensive therapy // Heart and Circ. - 1988 . - V 3, Suppl. № 2. - С. 6-7.
25. Friedman M., Rosenman R. The key cause - type A behavior pattern //Stress and copping. - N.Y.; Columbia Univ. Press, 1977. - P. 203-212.
26. Martin R.A., Kinper N. O. Telic versus paratelic dominc as a moderator of stress // Progr. Reversal Theory. - Amsterdam, 1988. - Р. 91-105 .
27. Pickering Th. The effects of occupational stress on blood pressure in men and women // Acta Physiol. Scand. Suppl. - 1997. - V.161, Suppl. N.640. - P. 125-128.
 

изучение китайского языка услуги

Подпишись на полезные рассылки по психологии и получи подарок:
Психология успеха

Ваше имя:
Ваш E-Mail:

Книги автора

Психология личности

Учебники

Семь смертных грехов

Семинары и тренинги

Об авторе сайта

ВФ МГЭИ - информация для студентов

Конференции

Обратная связь

Психологическое сообщество Воронежа

Разработка сайта и дизайн BIT-design, 2010