Этот сайт создан для людей, которые хотят добиться успеха в этой жизни, для тех, кто намерен быть здоровым, счастливым и процветающим человеком в любых условиях

Этот сайт для тех, кто хочет на сто процентов реализовать свои потенциальные возможности, несмотря на любые трудности и препятствия.

Здесь Вы узнаете, как преодолевать страх, обман и стрессы,
как добиваться своих целей, оставаясь здоровым и полным энергии.
Автор сайта — профессор психологии Воронежского филиала
Московского гуманитарно-экономического института Ю.В.Щербатых

Психологические
тесты
Психологические
тесты

Свежие статьи

Разные статьи

Психологический
словарь
терминов
Психологический
словарь
терминов

Диванная комната

Визуализация

Написать письмо

Приглашаем партнеров по бизнесу

Если у вас есть проблема - будем вместе ее решать »

Интересно? Напишите:

Rambler's Top100

Счетчик PR-CY.Rank

/ Главная / Стресс / Наука о стрессе / Личность и стресс

на YouTube начал работу новый канал профессора Юрия Щербатых "Формула долголетия", посвященный проблеме сохранения молодости и продления жизни человека. Первые два месяца  видео будут посвящены различным аспектам долголетия, а затем будут выходить видео с конкретными рекомендациями по продлению жизни и повышению ее качества. 

Видео №10 «Советы 102-летнего долгожителя – путь к здоровому долголетию»

 

 

 

Личность и стресс

Щербатых Ю.В. Связь особенностей личности студентов-медиков с активностью вегетативной нервной системы // Психологический журнал, 2002, №1, С. 118-122

 

Данная статья обосновывает индивидуальный подход в организации стресс-менеджмента.

***

   Проверялась гипотеза о существовании связи между личностными качествами и физиологическими процессами в организме человека в норме и в условиях эмоционального стресса. У студентов-медиков (n=102) в условиях обычного учебного процесса и перед экзаменом измерялась частота сердечных сокращений и артериальное давление. Для оценки активности вегетативной нервной системы использовали вычисление вегетативного индекса Кердо и математический анализ вариабельности сердечного ритма. Уровень личностной и реактивной тревожности определялся по опроснику Спилбергера, личностные качества – при помощи опросника Кеттела (16PF), форма "с". Установлено, что люди, стремящиеся контролировать свои эмоции и выражать их в социально приемлемой форме, реагируют на стресс большей активацией симпатической нервной системы.

     Ключевые слова : вегетативная нервная система, тревожность, эмоциональный стресс, вариабельность сердечного ритма.

Важной теоретической и прикладной проблемой, лежащей на стыке нескольких научных направлений, является выяснение вопроса о механизмах возникновения и путях реализации эмоционального стресса, возникающего при столкновении человека с социально значимыми психотравмирующими ситуациями [4]. Данную проблему невозможно решить, игнорируя физиологические реакции человека, а также не учитывая его индивидуальные особенности, которые могут значительно модифицировать воздействия социальной среды. Ранее отмечалось, что "знание индивидуальных особенностей человека на всех уровнях его природной организации – генетическом, биохимическом, морфологическом, нейродинамическом и психодинамическом – является непременным условием, которое должно быть учтено как в целях эффективного воспитания, так и обучения" [17, С.313], поэтому всестороннее изучение и сопоставление вегетативных реакций и личностных особенностей позволит внести дополнительную ясность в проблему эмоционального стресса. В качестве модели социально обусловленного стресса нами была выбрана экзаменационная ситуация, с которой ежегодно сталкиваются сотни тысяч студентов и школьников России, и которая является для большинства из них значительным психотравмирующим фактором, [7,11,15,19-22].

Целью настоящей работы - выявления соотношения между особенностями личности и активностью вегетативной нервной системы. Гипотеза исследования состояла в том, что существуют определенные связи между индивидуально-личностными особенностями студентов и их вегетативными реакциями на стресс. Из предложенной гипотезы вытекали следующие задачи: 1) сопоставление показателей тревожности студентов и их вегетативных реакций на стресс; 2) выяснение вопроса, в какой степени субъективный страх перед экзаменами, отмечаемый у студентов в течение учебного семестра, соотносится с объективно регистрируемыми у них изменениями во время экзаменационной сессии; 3) выявление связи между личностными особенностями студентов и показателями их артериального давления в состоянии покоя и на экзамене.

Методика:

Исследования проведены на 102 студентах Воронежской государственной медицинской академии I - II курса (32 мужчины и 70 женщины 19-21 года). В норме (во время обычного учебного процесса за два месяца до наступления сессии) и непосредственно перед экзаменом у них измерялись следующие показатели: частота сердечных сокращений (ЧСС), систолическое и диастолическое артериальное давление (АДС и АДД), подсчитывался вегетативный индекс Кердо (ВИК). Для его вычисления использовалась формула: ВИК=(1-АДД/ЧСС)*100 [9]. При помощи прибора «Варикард 1.4» (АОО «Ромена») производился математический анализ вариабельности сердечного ритма. В качестве маркера активности симпатической нервной системы использовался «индекс напряженности регуляторных систем» (ИН), который показал себя чувствительным индикатором уровня стресса [2,5,21], Он измерялся по формуле: ИН = AMo / 2*Mo* D Х, где АМо – амплитуда моды ( % наиболее часто встречающихся интервалов от общего их числа); Мо – мода (наиболее часто встречающееся значение кардиоинтервалов), , D Х – вариационный размах кардиоинтервалов. В качестве маркера активности парасимпатической системы использовали стандартное отклонение кардиоинтервалов (SDNN) [2,5,6,11,21,24]. Степень личностной и реактивной (ситуационной) тревожности выявлялась по методике Спилбергера [12] в условиях обычного учебного процесса и перед экзаменом. На основании предварительных клинико-психологических исследований мы сочли целесообразным выделение лиц со "сверхвысокими" (более 70 баллов) показателями реактивной тревожности, которые отвечали на экзаменационный стресс острыми невротическими реакциями [11, 22]. Перед последним экзаменом студенты заполняли анкету, в которой отмечали особенности своего самочувствия во время сессии. Личностные качества студентов определялись с помощью опросника Кеттела (16PF, форма "с") [16]. Кроме того, в середине учебного семестра, за два месяца до наступления сессии, студентам предлагалось по 10-балльной системе ответить на вопрос: "Насколько высоко вы можете оценить свой страх, который обычно испытываете перед экзаменом?" Статистическая обработка данных осуществлялась при помощи компьютерной программы "STATGRAPHICS Plus for Windows" [8]. Нормальность распределения признаков оценивалась по c 2 критерию Пирсона, для оценки связей между признаками использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена, достоверность изменений психологических и физиологических показателей при стрессе по сравнению с нормой определяли при помощи Т-критерия Вилкоксона [18].

Результаты и их обсуждение

Средний уровень реактивной тревожности по обследованной популяции в условиях обычного учебного процесса равнялся 39.8 ± 0.7 балла, а перед экзаменом - 56.5 ± 0.8 балла (р < 0.001). Следует отметить, что ситуация экзамена не только способствовала повышению общего показателя тревожности по группе, но и приводила к выявлению лиц со «сверхвысокими» показателями по шкале Спилбергера. У таких студентов отмечались острые невротические реакции в виде сильного страха перед экзаменатором или в виде диффузной, мало обоснованной тревоги за исход экзамена, сопровождавшейся выраженными вегетативными реакциями. Если в норме реактивная тревожность такого уровня была отмечена только у одной студентки из обследованной популяции, то непосредственно перед экзаменом 9 студентов демонстрировали сверхвысокие показатели тревожности с симптоматикой близкой к психопатологическим формам реагирования, а у 12 студентов показатели тревожности составляли от 66 до 70 баллов (рисунок).

Экзаменационный стресс проявлялся в виде значительного ухудшения как субъективного, так и объективного состояния студентов во время сессии. По данным анкетирования, 34% студентов жаловались на учащение сердцебиения перед экзаменом, 32% отмечали расстройство сна в межэкзаменационный период, 20% - нарушение нормального тонуса скелетной мускулатуры (неуправляемая мышечная дрожь, скованность движений и пр.), 8% говорили о неприятных ощущениях в груди, 4% студентов жаловались на головные боли и т. д. Субъективные жалобы студентов на свое самочувствие нашли объективное подтверждение в результатах исследования их физиологических показателей (см. таблицу). Экзамен приводил к достоверному повышению частоты сердечных сокращений и величин артериального давления, что согласуется с данными, полученными другими авторами [1,7,15,20], Исследование активности вегетативной нервной системы показало, что эти реакции обусловлены как усилением деятельности симпатической системы (увеличением показателя ИН), так и ослаблением активности парасимпатической системы (снижением стандартного отклонения кардиоинтервалов SDNN).

Таблица

Показатели (*) состояния системы кровообращения и вегетативной нервной системы студентов во время обычного учебного процесса ("норма") и эмоционального стресса ("экзамен").

Показатель

АДС

мм рт. ст.

АДД

мм рт. ст.

ВИК

усл. ед.

ИН

усл. ед.

SDNN

мс

Норма

114.3 ± 0.9

73.1 ± 0.6

4.2 ± 1.2

72.6 ± 4.9

63.6 ± 1.9

Экзамен

129.2 ± 1.5

81.9 ± 0.9

17.1 ± 1.4

161.6 ± 11.4

47.9 ± 1.8

Достоверность отличий

р < 0.001

р < 0.01

р < 0.001

р < 0.001

р < 0.001

(*) АДС - артериальное систолическое давление; АДД - артериальное диастолическое давление; ВИК - вегетативный индекс Кердо; ИН - индекс напряжения регуляторных систем; SDNN - стандартное отклонение кардиоинтервалов .

Величина индекса напряженности регуляторных систем положительно коррелировала с уровнем реактивной тревожности, наблюдаемой перед экзаменом ( r = 0.27; р=0.023). В нашем исследовании не наблюдалось достоверной корреляции между ИН и уровнем личностной тревожности по Спилбергеру в условиях относительного покоя, о которой сообщали некоторые авторы [5, 10], однако во время экзаменационного стресса между этими показателями отмечалась положительная корреляция ( r = 0.33; р=0.006). Также была выявлена связь между личностной тревожностью и приростом ИН у студентов на экзамене по сравнению с величиной ИН, регистрируемой во время обычного учебного процесса ( r = 0.24; р=0.038). Это может означать, что у лиц, обладающих повышенной личностной тревожностью, прирост активности симпатической системы на экзамене происходит в большей степени, чем у низкотревожных студентов. Вопрос об отношении между уровнем тревожности и успешностью деятельности студентов остается пока дискуссионным. Одни исследователи отмечают отрицательный характер связи между этими показателями [14], другие приводят данные о том, что высокие уровни тревожности положительно влияют на успешность обучения студентов [1, 3]. Сопоставление показателей успешности обучения и состояния вегетативной системы позволило выявить у отличников наибольшую выраженность вегетативной дисфункции, что трактуется авторами как возрастание физиологической цены за успешное обучение [20].

Как отмечалось в разделе «Методика», в середине семестра методом анкетирования у студентов определяли выраженность страха перед предстоящими экзаменами в целях использования этой информации для прогнозирования вегетативных реакций во время сессии. Сопоставление результатов анкетирования с активностью вегетативной системы во время экзаменов выявило достоверную корреляцию субъективно оцененной степени "страха экзаменов" с некоторыми показателями вегетативного гомеостаза, в частности с зарегистрированной непосредственно перед экзаменом частотой сердечных сокращений ( r =0.26, р=0.019), вегетативным индексом Кердо ( r =0.31, р=0.009) и приростом уровня индекса напряженности регуляторных систем ( r =0.24, р=0.036). Это может означать, что у студентов, испытывающих в течение семестра страх перед будущими экзаменами, во время сессии действительно происходит более сильная активация симпатической системы по сравнению с другими людьми. Степень страха перед экзаменами была связана с уровнем личностной тревожности ( r =0.32, р=0.007) и рядом личностных особенностей, определяемых с помощью опросника Кеттела. В частности, боязнь экзамена положительно коррелировала с факторами G ( r =0.32, р=0.005), J ( r =0.24, р=0.041), Q 4 ( r =0.23, р=0.043) и отрицательно - с фактором Q 2 ( r = -0.31, р=0.007). Таким образом, исходя из интерпретации личностного опросника Кеттела [16], можно сделать следующий вывод: экзаменов в большей степени боятся "глубоко порядочные люди, которые имеют высокие моральные принципы, точные и аккуратные в делах, склонные не нарушать социальных норм" (фактор G ); "беспокойные, неусидчивые люди, не умеющие расслабиться и склонные к фрустрациям" ( Q 4); "мягкие, утонченные люди, обладающие богатым воображением" ( J ); "зависимые личности, чувствительные к групповому мнению, для которых плохая оценка на экзамене означает снижение социального статуса" (- Q 2). Интересно также отметить, что степень страха перед экзаменами, которая субъективно оценивалась студентами за два месяца до наступления сессии, весьма тесно коррелировала с их показателем реактивной тревожности, определяемой непосредственно перед экзаменом ( r =0.52, р=0.000).

В наших экспериментах была зафиксирована связь между личностными особенностями студентов и их вегетативными реакциями как в состоянии покоя, так и на экзамене. Систолическое давление в норме отрицательно коррелировало с показателями шкалы "J" (шкала "Суровость-нежность"). В соответствии с интерпретацией опросника Кеттела низкие показатели по этой шкале получают люди мужественные, суровые, реалистичные, подходящие к жизни с логической меркой, в большей степени доверяющие рассудку, чем чувствам. Результаты наших исследований показали, что такие люди обладают пониженной тревожностью (корреляция между шкалой "J" и уровнем личностной тревожности по Спилбергеру составила 0.38 ( р=0.001), в то же время в норме у них имелась тенденция к повышенному систолическому ( r = -0.34; р=0.002) и диастолическому ( r = -0.29; р=0.020) артериальному давлению. Отрицательная корреляция между показателями этой шкалы и артериальным давлением отмечалась и в состоянии стресса. "Суровые, реалистичные люди" в большей степени реагировали на ситуацию экзамена повышением давления, чем "мягкие, утонченные, изысканные", что проявилось в корреляции показателей по шкале "J" с систолическим давлением, измеренным во время экзамена ( r = -0.39; р=0.001).

Повышенный уровень артериального давления по сравнению с остальными студентами имели лица с высокими показателями по шкале "N" (шкала "Наивность - проницательность"). Результаты по этой шкале положительно коррелировали с показателями как систолического ( r = 0.35; р=0.001), так и диастолического ( r = 0.41; р=0.000) давления, измеренного в состоянии стресса. Это означает, что перед экзаменом тенденция к чрезмерному увеличению давления прослеживается у лиц, характеризующихся искусственностью, расчетливостью, способностью вести себя холодно, рационально, не поддаваться эмоциональным порывам. И наоборот, наивные, общительные, открытые люди реагируют меньшим повышением артериального давления на стрессовые ситуации.

Величина систолического давления на экзамене коррелировала также с фактором "G" ( шкала "Сила - слабость "Сверх-Я"). Эта шкала, в первую очередь, определяет склонность личности следовать общественным нормам и установкам. Люди, имеющие по ней высокие оценки, аккуратны в делах, во всем любят порядок, не нарушают общепринятых правил. Коэффициент корреляции с систолическим давлением на экзамене по этой шкале оказался невысоким ( r =0.22), но достоверным (р=0.045).

Еще одна шкала, показатели которой положительно коррелировали с величиной систолического давления, - "С" ( «Сила - слабость «Я»). На первый взгляд, казалось бы, что коэффициент корреляции между показателями артериального давления и "эмоциональной стабильностью" ( другое название данной шкалы) должен быть отрицательным: уверенные в себе люди, не поддающиеся случайным колебаниям настроения должны иметь более низкие показатели артериального давления, чем эмоционально нестабильные личности. Однако корреляция была достоверно положительной, причем как с величиной систолического давления в условиях повседневной учебной деятельности ( r = 0.23; р=0.041), так и на экзамене ( r = 0.31; р=0.008). В то же время фактор "С" отрицательно коррелировал с личностной ( r = - 0.37; р=0.003) и реактивной тревожностью ( r = - 0.28; р=0.022). Другими словами, люди с высокими показателями по этой шкале, отвечая на вопросы теста Спилбергера, демонстрировали низкую тревожность, в то время как физиологические реакции их организма указывали на выраженные признаки стресса.

Чтобы объяснить характер полученных корреляционных связей, необходимо обратиться к описанию характеристик личностей, имеющих высокие и низкие показатели по данной шкале. Высокие показатели свойственны людям, которые не поддаются случайным колебаниям настроения (умеют их сдерживать), серьезно и реалистично смотрят на происходящие с ними события, хорошо осознают требования действительности, не скрывают от себя собственных недостатков. Низкими показателями по этой шкале обладают лица, неспособные контролировать свои чувства и импульсивные влечения, непосредственно "выплескивающие" вовне свои негативные эмоции, не заботясь о социальных условностях, причем, согласно нашим исследованиям, их систолическое артериальное давление в ситуации стресса повышалось не так сильно, как у людей с высокими показателями по шкале "С". Следовательно, лица с высокими показателями по этой шкале, с одной стороны, способны хорошо "управлять" эмоциями (что находит положительную оценку социального окружения), а, с другой - характеризуются затруднениями в непосредственном выражении своих чувств, особенно в значимых для них ситуациях. При этом попытки постоянно блокировать свои "нежелательные" эмоции приводят к хроническому аффективному напряжению, которое проявляются в психосоматических реакциях, в частности в повышении артериального давления на экзамене.

Интегрируя корреляции между личностными качествами и параметрами артериального давления, полученные в нашем исследовании, можно отметить общие черты, характерные для лиц, демонстрирующих высокое артериальное давление на экзамене. Люди, имеющие высокие показатели по шкалам "N", "G", и "C" и низкие - по шкале "J", обладают общими свойствами: осознанием своего общественного долга или социальной роли и желанием им соответствовать; стремлением контролировать свои чувства. Ранее было показано, что эти личностные черты объединяются в особый блок, названный нами "умение контролировать свои эмоции и выражать их в социально приемлемой форме" [13]. В критических ситуациях в состоянии эмоционального стресса у таких людей происходит "вытеснение эмоций" на соматический уровень, что проявляется в повышении артериального давления. Пока остается открытым вопрос о том, может ли периодическая гипертензия у этих лиц впоследствии переходить в хроническую форму, однако исследования последних лет не исключают подобного развития событий, особенно у лиц мужского пола [23].

В заключение можно отметить, что первоначальная гипотеза данного исследования о существовании определенных связей между индивидуально-личностными особенностями студентов и их вегетативными реакциями на стресс в целом подтвердилась. Однако, учитывая сложность и неоднозначность связей, существующих между психикой человека и его соматическими реакциями, для их уточнения требуются дальнейшие исследования.

Выводы

1. Ситуация экзамена приводит к возрастанию числа лиц с "сверхвысоким" уровнем реактивной тревожности ( более 70 баллов). При этом у студентов, обладающих повышенной личностной тревожностью, прирост активности симпатической системы на экзамене происходит в большей степени, чем у низкотревожных.

2. У студентов, испытывающих в течение учебного семестра страх перед будущими экзаменами, во время сессии действительно происходит более сильная активация симпатической системы по сравнению с другими лицами.

3. У лиц, имеющих высокие показатели по шкалам "N", "G", "C" и низкие показатели по шкале "J" опросника Кеттела (16PF) прослеживается тенденция к повышению артериального давления при эмоциональном стрессе.

Список литературы

1. Бадиков В.И., Быкова Е.В., Климина Н.В. Теория функциональных систем П.К.Анохина в изучении психофизических показателей результативной деятельности студентов // Вестник Российской АМН. 1997, №12. С.45-49.

2. Баевский Р.М., Кириллов О.И., Клецкин С.З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М.: Наука, 1984.

3. Белов А.Ф., Лапкин М.М., Яковлева Н.В. Успешность обучения студентов медицинского ВУЗа: дифференциально-психологиченский аспект // Психол. журн. 1994. Т.15. № 1. С.81- 86.

4. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психол. журн. 1996. Т.17.№4. С. 64-74.

5. Данилова Н.Н., Коршунова С.Г., Соколов Е.Н., Чернышенко Е.Н. Зависимость сердечного ритма от тревожности как устойчивой индивидуальной характеристики // ЖВНД. 1995. Т.45. Вып. 4. С.647- 660.

6. Данилова Н.Н., Астафьев С.В. Изменение вариабельности сердечного ритма при информационной нагрузке // ЖВНД. 1999. Т.49. Вып.1. С.28-37.

7. Доскин В.А. Профилактика экзаменационного стресса // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. М.: Медицина, 1988. С.147-160.

8. Дюк В. Обработка данных на ПК в примерах. СПб.: Питер, 1997.

9. Заболевания вегетативной нервной системы / Под ред. А.М.Вейна. М.: Медицина, 1991.

10. Завьялов А.В., Склярук Н.А. Влияние уровня личностной тревожности у студентов-медиков на рефлекторную регуляцию сердечного ритма // Системные механизмы реабилитации: Труды научного совета РАМН по эксперимент. и прикладной физиологии. 1994. Т.5. С. 114-119.

11. Ивлева Е.И., Щербатых Ю.В. Клинико-психопатологические аспекты и нарушения вегетативного гомеостаза при социальных фобиях // Социальная и клиническая психиатрия. 2000. №3. С.35-38.

12. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. - М.: Просвещение, 1984.

13. Мягков И.Ф., Щербатых Ю.В., Кравцова М.С. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности // Психол. журн. Т.17. №6. 1996. С. 119-122.

14. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психол. журн. Т.17. №1. 1996. С. 169-174.

15. Плотников В.В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в условиях экзаменационного стресса // Гигиена труда. 1983. №5. С. 48-50.

16. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: Издательский дом "БАХРАХ-М". 2000.

17. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально - психологических различий. М.: Наука. 1979.

18. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь. 2001.

19. Стрелец В.Б., Самко Н.Н., Голикова Ж.В. Физиологические показатели предэкзаменационного стресса // ЖВНД. 1998. Т.48. вып. 3. С.458-463.

20. Умрюхин Е.А., Быкова Е.В., Климина Н.В. Вегетативный тонус и энергозатраты у студентов в процессе результативной учебной деятельности //Вестник Российской АМН. 1999. №6. С. 47-51.

21. Щербатых Ю.В. Саморегуляция вегетативного гомеостаза при эмоциональном стрессе // Физиология человека. 2000. Т.26. №5. С. 151-152.

22. Щербатых Ю.В. Экзамен и здоровье // Высшее образование в России. 2000. №3. С .111- 115.

23. Pickering T. The effects of occupation stress on blood presure in men and women // Acta physiol. Scsnd.Suppl. 1997. V.161. Suppl. № 640. P.125-128.

24. Task Force of the European Society of Cardiology and the North American Society of Pacing and Electrophysiology. Heart rate variability. Standarts of Mesurement, Physiological Interpretation and Clinical Use // Circulation. 1996. V.93. №5. P.1043-1065.

Стресс - молчаливый убийца

Подпишись на полезные рассылки по психологии и получи подарок: книгу «Стресс - молчаливый убийца. Что вы должны знать, чтобы не стать его жертвой».

Книги автора

Психология личности

Учебники

Семь смертных грехов

Семинары и тренинги

Об авторе сайта

ВФ МГЭИ - информация для студентов

Конференции

Обратная связь

Психологическое сообщество Воронежа

Разработка сайта и дизайн BIT-design, 2010