Этот сайт создан для людей, которые хотят добиться успеха в этой жизни, для тех, кто намерен быть здоровым, счастливым и процветающим человеком в любых условиях

Этот сайт для тех, кто хочет на сто процентов реализовать свои потенциальные возможности, несмотря на любые трудности и препятствия.

Здесь Вы узнаете, как преодолевать страх, обман и стрессы,
как добиваться своих целей, оставаясь здоровым и полным энергии.
Автор сайта — профессор психологии Воронежского филиала
Московского гуманитарно-экономического института Ю.В.Щербатых

Психологические
тесты
Психологические
тесты

Свежие статьи

Разные статьи

Психологический
словарь
терминов
Психологический
словарь
терминов

Диванная комната

Визуализация

Написать письмо

Приглашаем партнеров по бизнесу

Если у вас есть проблема - будем вместе ее решать »

Интересно? Напишите:

Rambler's Top100

Счетчик PR-CY.Rank

/ Главная / Семь смертных грехов / Гнев

В ноябре вышла новая книга профессора психологии Ю.Щербатых "Избавься от стресса и живи счастливо!". Это краткое и емкое руководство по снятию стрессов, в котором автор изложил  многолетний опыт работы по нейтрализации вредных стрессов. Если вы хотите научиться  снимать стрессы себе или  другим людям - узнайте подробности об этом руководстве по стресс-менеджменту.

Грех гнева

Психологические способы избавления от гнева

• Психологические способы избавления от гнева

Самонаблюдение и самоконтроль - как способы контроля над гневом

• Самонаблюдение и самоконтроль - как способы контроля над гневом

Религиозный подход к избавлению от греха гнева.

• Религиозный подход к избавлению от греха гнева. Иоанн Златоуст писал: «Гневающийся... прежде будущей геенны, уже здесь терпит наказание, так как всю ночь и во весь день носит в помыслах души своей непрестанное смятение и незатихающую бурю».

Гнев и его спутники
 
Наряду с понятием «гнев», в русском языке есть и другие слова, описывающий данный грех. Перечислим их в алфавитном порядке: бешенство, возмущение, вспыльчивость, горячность, запальчивость, негодование, недовольство, раздражение, ярость и т. д. При этом, наши филологи, как и в случае с другими грехами, очень часто определяют один термин через другой, а тот – в свою очередь – через первый – что создает изрядную путаницу. Так «вспыльчивость» в словаре Ожегова и Шведовой определяется как «склонность к горячности», а горячность – как «возбужденность, вспыльчивость». Мне пришлось просмотреть много разных словарей, чтобы прийти к более-менее понятной и обоснованной связи между всеми этими терминами. Данная связь показана на схеме внизу:
 
Таким образом, в основе гнева лежит чувство неудовлетворения какой-то человеческой потребности. Со временем оно может превратиться в недовольство. Если недовольство усиливается, то превращается в негодование и возмущение (это синонимы). Сильное негодование переходит в гнев, а крайняя степень гнева уже называется яростью.
 
       Рустем Галимзянов из Уфы написал целый трактат, посвященный этому гневу (Рустем. Преодоление гнева. – Уфа.: Эксперт, 2006.). Этот исследователь убежден, что не существует понятия «праведный гнев», он полагает, что гнев всегда несправедлив, поскольку подвержен влиянию порывов и чувств. По мнению Рустема гнев безволен. Все пороки, дурные качества и неправильные поступки зарождаются именно в гневе. В нем они черпают силу для роста. С другой стороны, по мнению Рустема, гнев – это энергия. Поэтому человек, контролирующий свой гнев, превращает эту энергию в оджас (духовную силу, мощь) так же, как солнечный свет преобразуется в электричество. Такой человек может перевернуть мир.
 
 
Психологические причины возникновения гнева
 
Гнев тесно связан с процессом удовлетворения различных потребностей. Если нужда в чем-то не реализуется, то человек испытывает чувство недовольства, которое затем может трансформироваться в гнев. Чтобы легче понять этот процесс можно использовать модель «пирамиды потребностей», которая была предложена американским психологом Абрахамом Маслоу. Первоначально в ней выделялось пять этажей, но чтобы она охватывала большинство наших поводов для гнева, я предлагаю выделить десять уровней.
Вы, наверное, согласитесь, что человеку всегда чего-то не хватает. Как гласит шутливая поговорка – «Вся наша жизнь борьба. До обеда – с голодом, после обеда – со сном». И на самом деле, человеку для полного счастья требуется очень много составляющих. Например, пока человек голоден (не удовлетворил свои физиологические потребности), он не испытывает тяги к прекрасному, а если ему грозит увольнение с работы (не удовлетворена потребность в безопасности и стабильности), он не будет думать о творчестве и самореализации. На самом деле, из этого правила есть масса исключений, но для простоты подхода можно считать и так.
Потребности – можно рассматривать как некие программы или первичные мотивационные блоки человеческого поведения. Если потребность не может реализоваться без помех, то включаются дополнительные программные блоки, обеспечивающие или получение заданного результата тем или иным способом, или отказ от поставленной цели с одновременной ее девальвацией. Чаще всего человек, не способный удовлетворить свою актуальную потребность, просто выплескивает свое недовольство на окружающих в форме раздражения, гнева или агрессии. Причем чем ниже уровень потребности на пирамиде Маслоу, тем больше мы наблюдаем гнева.
 
1. Нереализованные биологические потребности: Гнев, вызванный голодом, жаждой, нехваткой сна, неадекватной температурой, умственной и физической усталостью, чрезмерно быстрым темпом жизни и пр. Этот вид гнева основан на инстинкте самосохранения. Попробуйте отобрать у голодной собаки кость, которую она грызет, и вы увидите характерную картину гнева и ярости. В современном цивилизованном человеческом обществе данный вид гнева наблюдается не столь часто, но в экстремальных ситуациях люди быстро возвращаются к первобытному состоянию. Примером может служить борьба пассажиров за место в шлюпке тонущего корабля.
2. Сомнения в своей безопасности и стабильности существования.
На этом уровне пирамиды гнев встречается не столь часто, и обычно подменяется социальными страхами и тревогами: страхом потерять работу, страхом провалиться на экзамене, страхом смерти, страхом неблагоприятных изменений в личной жизни, страхом за здоровье близких и т. д.
3.Приобретение и захват.
На этом этаже недовольство, возмущение и гнев встречаются очень часто. Данная потребность существует у человека на подсознательном уровне, и сформировалась еще в первобытные времена, когда люди запасали впрок еду, оружие, одежду и припасы. Если человек считает что-то своей собственностью, то реальное или воображаемое покушение на нее может вызывать приступ гнева. Исходными грехами здесь являются такие пороки, как жадность, скупость и алчность, подробно описанные нами в соответствующей главе книги. На этом же этаже потребностей зарождается и другой библейский порок – зависть, когда человек начинает относиться к своему партнеру как личной собственности, на которую никто кроме него не имеет никаких прав.
4.Любовь и Принадлежность.
На этом этаже может возникать раздражение и гнев при проблемах в общении с близкими людьми, при моральном или физическом одиночестве, при потере близких людей или их болезни. Сюда же относятся негативные эмоции в случае неразделенной любви. Однако, следует отметить, что проблемы этого этажа пирамиды потребностей чаще вызывают тоску и печаль – то есть так называемые «астенические» эмоции, и гораздо реже проявляются в активном раздражении и гневе. Исключением является вся та же ревность, которая возникает при невозможности реализации потребностей 3 и 4 уровня.
5.Уважение и престиж.
На этом этаже гнева хоть отбавляй! Он возникает при крушении карьеры, при невозможности реализовать свои амбиции, при потере уважения со стороны общества, в случае ущемленного самолюбия и т. д.
Так как человек часто и неосознанно на­значает себе завышенный ранг в социуме, то другим своего сообщества он присваивает более низкие ранги. Поэтому когда кто-либо делает что-нибудь «неправильно», то это вызывает гнев. Чтобы избавиться от гнева этого типа, следует отказаться от ранжирования людей. Ранги действительно нужны только в волчьей стае, в условиях жестокой борьбы за выживание. В человеческом обществе разделение людей на высшие и низшие касты не только не являются обязательными, но и мешают жить счастливо и невозмутимо. Посмотрите на людей в бане, когда они голы и лишены внешних знаков отличия. Это и есть изначальное положение людей, а все эти чины, звания и должности – не более чем игрушки, в которые играют некоторые люди. И так же, как младенец плачет, когда у него забирают яркую погремушку, так и некоторые люди сердятся, когда не получают очередную порцию лести и подобострастия.
Далее возникает проблема: как лучше преодолевать гнев, вызванный гордыней? Рустем Галимзянов предлагает следующий путь: «Если вы пока не можете стать вне рангов, то осознанно присвойте себе наименьший ранг – намного ниже нищих, преступников, отверженных. Тогда Вас станет невозможно оскорбить. Ведь любое общение с Вами существ более высокого ранга должно будет восприниматься Вами как благодеяние с их стороны. Даже побои». На схеме это показано на верхнем правом прямоугольнике:
 
Можно выбрать и другую стратегию, не требующую своего принижения (правый нижний прямоугольник). Можно вообще отказаться от рангов, и тогда исчезнет повод испытывать гнев по поводу того, что вам кто-то не оказал знаков почтения. Тогда вам будет хватать чувства самоуважения и самопризнания как единственного в своем роде существа на Земле. Ведь так по большому счету и есть – каждый человек на планете уникален и неповторим.
6.Потребность в свободе.
Гнев может возникать при попытках ограничить свободу человека. Его испытывают не только заключенные в тюрьме. Он может возникать и постепенно у мелкого клерка, которого тиранит начальник, он отмечается в некоторых семьях, где один из супругов постоянно ограничивает права и свободу другого. В последнем случае семья или рушится или же «угнетаемый» супруг(а) начинает «гулять налево», тайно реализуя свою потребность в независимости.
7.Познание нового. 8.Риск и преодоление. 9.Красота и гармония. 10.Самореализация.
Последние четыре этажа пирамиды потребностей не столь часто являются источником гнева. Конечно, проблемы в реализации этих потребностей вызывают отрицательные эмоции, однако у людей, которые поднялись столь высоко по пирамиде потребностей, как правило, имеются достаточно развитые механизмы регулирования своего поведения, и они могут конструктивно решать возникающие затруднения.
 
 
Различие моделей мира
 
Несовпадение мировоззрений, ценностей и установок является частой причиной гнева. В этом случае гнев возникает из-за того, что человеку кажется, что нарушено положение вещей («модель мира»), в рамках которых данный человек определяет понятие «справедливость». Получается, что зачастую, гнев вызван лишь тем, что другой человек демонстрирует свой взгляд на мир, отличный от точки зрения оппонента.
Существует древняя восточная притча о трех слепцах, которые однажды впервые в своей жизни встретились со слоном. Они подошли к нему и ощупали какой-то участок тела слона, а потом начали спорить между собой, пытаясь сравнить свои ощущения.
- Слон похож на могучий ствол дерева, - утверждал один слепой, тот, что обнял ногу слона.
-Нет, слон похож на веревку, - возражал второй слепец, так как он подержал в руке его хвост.
- Все не так, - сердился третий слепец, который дотрагивался до уха животного. – Слон похож на огромный лист лопуха. Я ощупал его очень тщательно, и уверен в этом.
 

 Религиозные и идеологические установки

Следует отметить, что наиболее сильные негативные эмоциональные реакции, в том числе – гнев и ярость, возникают при столкновении разных религиозных концепций. Дело в том, что любая религия основана на слепой вере, и слабо реагирует на логические доказательства. Буддисту трудно понять христиан, а язычнику – мусульман. Отсюда - нетерпимость фанатиков веры к другим религиям, крестовые походы, сожжение еретиков и «ведьм», джихад и т. д. Более того, даже столкновения сторонников одной религии (но разных ее толкований) могут быть наполнены гневом, злобой и кровавыми драмами. Классическим примером является Варфоломеевская ночь, когда тысячи христиан погибли только из-за того, что немного по-иному интерпретировали Библию, и по-другому исполняли религиозные обряды.
  
Приступы гнева могут также провоцироваться идеологическими установками и расовыми предрассудками. Такие идеологии как фашизм и коммунизм демонстрировали в истории примеры массового гнева: фашисты ненавидели и презирали евреев и людей других «низших рас», а советские коммунисты были полны гнева против «эксплуататорских» классов и их пособников – буржуазии, духовенства, зажиточного крестьянства. Всех этих людей называли «врагами народа». Интересно, что «врагом народа» мог стать любой человек – не только из числа богатых, но и любой рабочий, крестьянин, ученый. Тот, кто еще вчера имел прекрасную репутацию, после ареста уже вызывал гнев и презрение окружающих. Это показывает, что при помощи внушения и манипулирования можно легко вызвать чувство гнева, направленное против кого угодно. В самые разные времена у разных народов правящая элита искусственно взращивала зерна гнева и направляла его в нужную сторону.
 
 Психологические особенности и психические состояния
 
Индивидуальные особенности психики
Некоторые люди имеют повышенную склонность к приступам гнева. Это явление наиболее характерно для холерического темперамента. Древние греки считали, что у холериков слишком много желчи, из-за которой подобные люди злы, раздражительны и гневливы. Позже Иван Петрович Павлов установил, что дело не в желчи, а в особом строении нервной системы, которая у холериков отличается неуравновешенностью процессов возбуждения и торможения. И, наоборот, у флегматиков, отличающихся уравновешенностью тормозных и возбудительных процессов и их инертностью, приступы гнева бывают очень редко.
На основе темперамента формируются черты личности. Много факторов влияет на этот процесс: родительский пример, школа, друзья, общая социальная обстановка в стране, некоторые важные события в жизни и т. д. В результате формируются различные типы личностей человека, в том числе – особо склонные к гневу. К подобным чертам относятся: вспыльчивость, горячность, запальчивость, раздражительность, несдержанность, хамство и т.т.
 
Особые психофизические состояния
Возникновение чувства гнева провоцируют так называемые неравновесные психические состояния: утомление, эмоциональное возбуждение, голод, болезненные состояния, острый гнев, состояние боевого возбуждения и др. Вероятность возникновения гнева также усиливается в случае болезни, усталости, депрессии, недостаточной продолжительности сна. Большое влияние на вероятность возникновения гнева оказывает также гормональный фон человека. Например, тироксин - гормон щитовидной железы, при повышенном содержании в крови может сделать человека раздражительным и склонным к гневу. Гормон норадреналин, который выделяют надпочечники, также усиливает эффект гнева. У людей бывают возрастные периоды (подростковый и климактерический), когда склонность человека к необоснованному гневу значительно повышается.
Особую роль в возникновении гнева играет состояние опьянения. По этому поводу святитель Тихон Задонский писал:«Пьянство бывает виной многих и тяжких грехов. Оно порождает ссоры, драки с последующими кровопролитиями и убийствами, сквернословие, кощунство, хулу, досады и обиды ближним. Оно приучает лгать, льстить, грабить и похищать, чтобы было чем удовлетворить страсть. Оно разжигает гнев и ярость. Поэтому святой Златоуст говорит: "Диавол ничего так не любит, как роскошь и пьянство, поскольку никто так не исполняет его злой воли, как пьяница".

 Существует одно психическое состояние, которое особенно характерно для гнева – это аффект. В состоянии аффекта сознание человека частично или полностью отключается, и его действиями управляют подсознательные механизмы. При этом человек частично теряет контакт с реальностью и способность к самоконтролю поведения, соответственно в этом состоянии он может совершить поступки, которые никогда бы не совершил, будучи в здравом уме и ясной памяти. Поэтому в юридической практике есть понятие «вменяемости» и «невменяемости», причем последнее как раз характерно для некоторых форм аффекта. Впрочем, ни самому человеку, ни жертве его гнева не становится легче от того, что данное действие произошло в состоянии аффекта. Примером является известный эпизод из русской истории, когда царь Иван IV (Грозный) в гневе убил посохом своего сына, о чем впоследствии сильно жалел.

 

И.Репин. Иван Грозный убивает своего сына (фрагмент).

 

Пройти Он-Лайн тест на наличие греха гнева можно Здесь

Стресс - молчаливый убийца

Подпишись на полезные рассылки по психологии и получи подарок: книгу «Стресс - молчаливый убийца. Что вы должны знать, чтобы не стать его жертвой».

Книги автора

Психология личности

Учебники

Семь смертных грехов

Семинары и тренинги

Об авторе сайта

ВФ МГЭИ - информация для студентов

Конференции

Обратная связь

Психологическое сообщество Воронежа

Разработка сайта и дизайн BIT-design, 2010