/ Главная / Учебники / Общая психология / Филогенез психики.
Понятие филогенез означает историческое развитие чего-либо в процессе эволюции. Развитие психики животных и человека шло параллельно развитию и усложнению их нервной системы. В порядке усложнения реакции организмов на внешние воздействия можно расположить в ряду:
1. Безусловные рефлексы
2. Инстинкты
3. Условные рефлексы 1 рода (классические «павловские»)
4. Условные рефлексы 2 рода (инструментальные рефлексы)
5. Рассудочная деятельность (интеллектуальные действия)
6. Разум, сознание, мышление.
Психологи выделяют две формы психического отражения, одна из них проявляется в чувственных образах, «напрямую» отражающих внешний мир, а другая проявляется в виде отвлеченных абстрактных понятий, фиксирующих только наиболее существенные стороны объекта.
От рассудочной деятельности животных к сознанию человека:
Животным приспосабливаются к внешней среди при помощи рефлексов, а у высших животных есть еще и рассудочная деятельность. Под этим термином понимают способность животных улавливать закономерности, связывающие предметы и явления окружающей среды, а также использовать знания этих закономерностей в новых условиях. Пример: когда обезьяна строит пирамиду из ящиков, чтобы достать подвешенный вверху банан.
Человеку помимо прочего присущи сознание и мышление. Сознание – есть высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку, связанная с речью и сформированная на основе человеческой практики. Мышление - это процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности.
Человек в отличие от животных может действовать не только методом «проб и ошибок». Прежде чем выполнить предметное действие он совершает действие в уме, а только потом реализует его во внешней среде
Психика и психические явления формировались в течение сотен миллионов лет в процессе эволюции жизни на Земле и естественного отбора. Этот длительный процесс можно разбить на несколько основных этапов (табл. 2.1):
Развитие сенсорных процессов животных начиная с кишечнополостных животных и червей · развитие органов рецепции — обоняния, зрения, слуха, осязания и др., позволяющее более точно дифференцировать внешние раздражения; · формирование способности примитивных животных распознавать воздействие внешних и внутренних раздражителей и дифференцированно отвечать на них; · возникновение простейших психических явлений – ощущений; · возникновение простейшего механизма реагирования – безусловного рефлекса; Развитие перцептивных процессов животных · у животных формируется сложная нервная система с большим количеством нейронов; · наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процессов, а также усложняется их роль в поведении; · большую роль играют инстинкты – сложно организованные цепи безусловных рефлексов, позволяющие осуществлять сложные виды поведения; Развитие интеллектуальных действий животных (рассудочная деятельность) у млекопитающих и ряда птиц · появляется способность к интеллектуальному поведению при возникновении препятствий на пути достижения цели. при этом интеллектуальные действия носят примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы; · изобретенные способы действий не передаются от одного животного к другому и не являются, таким образом, продуктом видового развития. Развитие сознания человека начиная с древнейших людей – Homohabilis -«Человека умелого» · руки становятся органом труда – преобразования предметов по сознательно намеченному плану; · появление речи содействовало развитию абстрактного мышления; · появляется способность познавать общее и особенное в окружающей действительности; Развитие самосознания человека начиная с современного человека - Homosapiens – «Человека разумного» · возникает процесс самопознания путем анализа собственной деятельности и поведения;