/ Главная / Учебники / Общая психология / Психология духовности
Понятие «духовности» в широком и узком смысле слова
В то же время, на вопрос, что же означает слово «духовный» нет четкого и однозначного ответа, что порождает многочисленные споры и спекуляции. Существующее ныне религиозное представление о духовности понимает под этим термином исключительно выполнение религиозных обрядов и традиций, чтение религиозной литературы и размышления на соответствующие темы. С этой точки зрения занятия наукой, особенно проводимые с материалистическими установками, не являются духовным видом деятельности. Понятно, что такая трактовка духовности обедняет данное понятие, которое включает в себя гораздо больше сфер человеческой деятельности, чем считается. Попытки психологов рассмотреть понятие «духовность» и «религиозность» наталкиваются на жесткое сопротивление со стороны РПЦ, с чем автор столкнулся при публикации своей статьи [6].
Опрос населения в 100 населенных пунктах России в 2006 году показал следующее: на открытый вопрос: «Как Вам кажется, что такое духовность?» получен очень широкий спектр ответов. Четверть респондентов (25%) связывали понятие «духовность» с верой в Бога, религией, церковью; 21% опрошенных считали, что духовность – это совокупность положительных моральных качеств человека. К этой группе высказываний примыкают суждения, в которых духовность понимается как душевная чистота, мир, гармония - душевные качества; гармония внутреннего мира (7%). Восемь процентов участников опроса полагали, что духовность – это, прежде всего интеллектуальное богатство человека, его ум, кругозор, культура, воспитанность. Ответы остальных опрошенных были так разнообразны, что их трудно свести к какому-то общему знаменателю. Одни опрошенные (10%) – определяли «духовность» как внутренний мир, внутреннее содержание человека, другие (5%) видели в «духовности» определенное мировоззрение человека, а также стремление к самосовершенствованию. Для третьих духовность – это «вера в хорошее»; «вера, надежда»; «любовь»; «вера в идеалы» и т. д. [3].
Толковые словари также не дают четкого определения данному понятию. Вот некоторые примеры:
«Духовность - отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа» [1].
«Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными» [2]. Последнее определение несет в себе явную тавтологию - духовность определяется духовными интересами.
Получается, что, как это ни странно, термин «духовность» лучше определяется через отрицание, чем через позитивные утверждения. Мы скорее можем сказать, чем НЕ является духовность, чем четко определить, чем она является.
Под «духовным» аспектом активности человека понимают такие формы его деятельности, которые:
- не обусловлены напрямую его наследственными генетическими программами,
- не направлены на реализацию низших биологических потребностей,
- не приносят человеку прямой материальной выгоды и т. д. [4].
К области духовной жизни можно отнести такие сферы, как наука, искусство, религия, этика и т. д. Эти направления деятельности связаны с высшими потребностями по А. Маслоу: с потребностью к самоактуализации, к свободе, к познанию, к любви и т. д. Области человеческой жизни, в которых есть элементы духовности, показаны на схеме:Следует отметить, что само занятие какой-то деятельностью из вышеуказанного перечня еще не позволяют отнести данную деятельность к разряду духовных. Если человек использует науку, искусство или религию только для обогащения или для достижения определенного социального статуса, то его нельзя назвать духовной личностью. Так художник, пишущий картины, исходя из величины гонорара, или писатель, обслуживающий власть и получающий за это прямые и косвенные выгоды, не могут считаться участниками духовного процесса. С другой стороны, человек может заниматься обыденной работой и одновременно быть занятым духовными поисками в области науки или искусства. Например, К. Э. Циолковский был учителем в школе, а в свободное время занимался созданием теории космонавтики и писал фантастические романы. И его подвижнический труд без сомнения можно отнести к духовной сфере человеческой деятельности [4].
Таким образом, можно заключить, что любая осознанная и творческая деятельность, осуществляемая в целях познания нового или в интересах других людей, может считаться духовной практикой. В такой трактовке понятие «духовность» противопоставляется не понятию «материализм», а служит антитезой словам «эгоизм», «жадность», «похоть», «агрессия», «низменные инстинкты» и т. д. В этом плане можно сказать, что духовный путь развития человека предполагает отказ от большинства из «семи смертных грехов» [5].
1. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред.Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.
2.Толковый словарь русского языка. Сост. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М.: Азъ, 1993.
4. Щербатых Ю.В. Общая психология. – СПб.: Питер, 2008.
5. Щербатых Ю.В. Семь смертных грехов или психология порока. – М.: Астрель, АСТ, 2010.
Ссылка на публикацию данной статьи:
Щербатых Ю.В. Понятие «духовности» в широком и узком смысле слова / Ю.В. Щербатых //Духовно-нравственное воспитание современной молодежи: проблемы и перспективы: материалы всероссийской научно-практической конференции (21 октября 2010 г., Воронеж). – Воронеж: ВГПУ, 2010. – С. 337-338.