Этот сайт создан для людей, которые хотят добиться успеха в этой жизни, для тех, кто намерен быть здоровым, счастливым и процветающим человеком в любых условиях

Этот сайт для тех, кто хочет на сто процентов реализовать свои потенциальные возможности, несмотря на любые трудности и препятствия.

Здесь Вы узнаете, как преодолевать страх, обман и стрессы,
как добиваться своих целей, оставаясь здоровым и полным энергии.
Автор сайта — профессор психологии Воронежского филиала
Московского гуманитарно-экономического института Ю.В.Щербатых

Психологические
тесты
Психологические
тесты

Свежие статьи

Разные статьи

Психологический
словарь
терминов
Психологический
словарь
терминов

Диванная комната

Визуализация

Написать письмо

Приглашаем партнеров по бизнесу

Если у вас есть проблема - будем вместе ее решать »

Интересно? Напишите:

Rambler's Top100

Счетчик PR-CY.Rank

/ Главная / Страх, тревога, фобии / Причины храбрости

В ноябре вышла новая книга профессора психологии Ю.Щербатых "Избавься от стресса и живи счастливо!". Это краткое и емкое руководство по снятию стрессов, в котором автор изложил  многолетний опыт работы по нейтрализации вредных стрессов. Если вы хотите научиться  снимать стрессы себе или  другим людям - узнайте подробности об этом руководстве по стресс-менеджменту.

Причины храбрости
 

1. Храбрость эмоционального порыва

 

Храбрость бывает разная. Смелый, по мнению окружающих, поступок человека может быть обусловлен самыми разными причинами: моральным долгом, отчаянием, точно взвешенным риском, даже трусостью. То, что со стороны может выглядеть как глубоко продуманное сознательное самопожертвование, может оказаться лишь следствием минутного яростного порыва. Давно известно, что существует полностью захватывающая человека безрассудная смелость эмоционального порыва, когда человек совершает подвиг не потому, что должен это сделать, а потому, что не может не сделать этого, потому, что его манит и горячит кровь опасность.

Именно о таком состоянии писал А. С. Пушкин в «Пире во время чумы»:
 

Есть упоение в бою,

И бездны мрачной на краю,

И в разъяренном океане,

Средь грозных волн и бурной тьмы,

И в аравийском урагане,

И в дуновении Чумы!

 

Все, все, что гибелью грозит,

Для сердца смертного таит

Неизъяснимы наслажденья -

Бессмертья, может быть, залог!

И счастлив тот, кто средь волненья

Их обретать и ведать мог.

 

Бывает и по-другому: человек не испытывает «упоения» опасностью, однако все происходит так быстро и неожиданно, что человек совершает смелый поступок под действием минутного порыва, даже не успев, как следует все обдумать. "Разве объяснишь, почему люди, не умеющие плавать, бросаются с моста за утопающим? Они движимы неодолимой силой, эта сила толкает их в воду, не давая времени им опомниться и сообразить, как это бессмысленно и опасно," - писал С. Цвейг в своих "Новеллах" о таких ситуациях.

 

*Задание для самостоятельной работы:

Вспомните эпизоды своей жизни, когда вы получали удовольствие от преодоления страха. Возможно, это было при посещении аттракционов типа каруселей, колеса обозрения или американских горок. Возможно, вы получали заряд адреналина, прыгая в воду с обрыва, а может быть, вы смотрели триллер, а потом воображали себя на месте героев фильма. Кто-то вспомнит эпизод своей жизни, когда он преодолевал страх, знакомясь на улице с понравившимся человеком, а кто-то – другой случай, когда ему было и страшно и интересно одновременно

………………………………….

Вспомните сладкий холодок в груди и ощущение мурашек на спине и попробуйте пережить это чувство еще раз. Может быть, чтобы преодолеть страх вам не хватает азарта, злости или любопытства? Экспериментируйте, добавляя к чувству страха другие эмоции. Какая комбинация эмоций является для вас оптимальной?

 
 
 
2. Храбрость безнадежности
 

В фильме «Земля Санникова» есть эпизод, в котором финансировавший экспедицию промышленник приказывает своему приказчику убить своих спутников на обратном пути, чтобы вся слава открытия новой земли досталась ему одному.

- Не губите, Трифон Степанович! - взмолился приказчик.

- Боишься? - довольно спросил купец. - Это хорошо. Со страху-то люди чаще всего и убивают друг друга.

Действительно, жизнь иногда загоняет человека в такой угол, из которого на первый взгляд уже нет выхода. И тогда он в отчаянии тычется во все стороны в поисках любой лазейки, избавившей его от чувства обреченности и отчаяния. В такие моменты люди готовы на все. Перед неумолимым выбором судьбы они отбрасывают старые убеждения, привычки и страхи. Чем экстремальней ситуация, чем безнадежней она, тем «откровенней» и смелей поступки.

В истории Второй Мировой войны хватает жутких страниц, и рядом с концлагерями, пожалуй, можно поставить только блокаду Ленинграда, когда не один человек, а целый город был приговорен к страшной смерти от голода и холода. Вот отрывок из «Блокадной книги» А. Адамовича и Д. Гранина, в которой описывается пример «смелости от отчаяния»:

 

«В квартирах был страшный холод, на стенах иней, как бывает в сараях зимой. Когда мне нужно было перевернуть Ниночку, чтобы ее не простудить, я подлезала под одеяло и подсовывала сухую пеленку, а ту бросала на пол, и она вскоре замерзала, как замерзает мокрое белье на улице. У меня не было градусника, но температура воздуха была определенно минусовая. Я уже настолько похудела, что на ногах совершенно не было тела. Груди - как у мужчины - одни соски. Скулы на лице обтянулись, глаза ввалились. Дети тоже были очень худые, и у меня замирало сердце, когда я видела их худенькие ножки и ручки и прозрачные лица с большими глазами. Не было совершенно дров. Не на чем было разогреть воду или что-нибудь сварить. Роза мне сказала ,что у них в подвале много угля, но туда ходить страшно, так как туда сваливают покойников. Я сказала- ничего, надо все равно сходить. Мы взяли ведра и пошли. Там действительно лежало несколько трупов, мы старались на них не смотреть, скорей накладывали руками и торопясь вышли».

 

Прочитали? А теперь вспомните свои страхи и тревоги. Как вам они после этого рассказа? Мелочи жизни – да и только.

 

А теперь перенесемся из трагического прошлого нашей Родины в обычные будни, где, к сожалению, все еще остается место подвигу (хотя было бы куда лучше, если бы судьба пореже предоставляла нам такие шансы). После выхода в свет первого издания книги «Психология страха», мне стали приходить письма от читателей с описанием случаев из их жизни, где они рассказывали о пережитых ими страхах и их преодолении. Одно такое письмо я хочу здесь привести. Прислала мне его Галина Васильевна из Москвы, ныне пенсионерка, в прошлом бухгалтер (после чего я в корне изменил привычное мнение о людях этой профессии). Письмо не требует комментариев и лишний раз убеждает, что мы способны на большее, чем думаем о себе, и что сила духа важнее силы тела.

 

« Опишу случай, который случился со мной несколько лет назад. Накануне восьмого марта я решила купить подарки детям, девочкам, к празднику (Я жила во Владивостоке, работала в крайкоме профсоюза энергетиков главным бухгалтером.).

Магазин был рядом. Время – пять часов вечера. На берегу Амурского залива на пляже я попутно зашла в туалет. Такое место людное (центр города). В туалете никого нет. Вдруг открывается дверь и заходит здоровый молодой мужчина в сером свитере. Я ему начала объяснять, что это женский туалет. Он ударом руки сбил меня с ног и начал вырывать сумку. Я крепко держала сумку, там были банковские документы и деньги. Он вынул нож, небольшой, и стал вертеть им перед моим носом.

Лежу и не могу подняться. В голове мысль: «Неужели я погибну здесь, в дерьме ?» Страха не чувствовала: в глазах стояли две мои дочери. Я резко, лежа, ногой бью ему в пах. Пока он схватился за больное место, я мгновенно встаю и спереди нападаю на него. Крепко схватила за уши и снова коленкой бью в пах. Выскочила на улицу с криком. Что кричала - не знаю. Совсем рядом была милиция. Подошли два милиционера. Опомнилась я только в отделении милиции (туда привели и его). Позже, на суде он говорил, что помимо всего, я била его по лицу. Этого я не помню».

 
Рекомендация:

Если жизнь загоняет вас в угол, если вам страшно, а смелости и сил, чтобы преломить ситуацию, не хватает, рискните ответить на вызов судьбы. Время от времени фортуна проверяет так людей на «вшивость». Те, кто не выдерживают испытания, и дальше получают пинки и шишки, зато те, кто смог найти в себе смелость принять вызов судьбы, могут рассчитывать на ее благосклонность.

 
 
 

3. Спокойная храбрость сознательного решения

 

Существует несколько причин, по которым человек может проявлять презрение к опасности, и среди них важное место занимают, так называемые, «принципы» или «убеждения». Убеждения - чисто человеческие феномены, неизвестные нигде больше в живой природе. Суть их состоит в том, что «вложенные» в сознание человека в процессе его социального развития или «выращенные» им самим программы поведения зачастую оказываются сильнее генетических врожденных программ, которые диктуют сознанию совершенно другие стратегии реагирования в данной обстановке. И тогда ученый перерезает себе нервы на руке, чтобы потом изучать процесс восстановления болевой чувствительности, молчит на допросе, понимая, что такое молчание означает смерть или восходит на костер, ибо считает, что истина превыше всего. С одной стороны, подобные примеры показывают нам истинное величие человеческого духа, воспарившего над грубым биологизмом наших животных предков, а, с другой, когда на ум приходят ужасы Гражданской войны или Варфоломеевской ночи, показывают полную абсурдность мнения, согласно которому следует отдавать жизнь за свои религиозные или идеологические убеждения.

Тем не менее, несмотря на многообразие культур и традиций, выработанных за тысячи лет тысячами народностей Земли, в процессе социальной эволюции выкристаллизовались некоторые базовые принципы, которые признаются правильными почти во всех национальных культурах. Часть их мы можем обнаружить в священных текстах (Божьи заповеди), часть в политических программах (Моральный кодекс строителя коммунизма), часть - в своде законов (Уголовный кодекс), часть - в коллективном бессознательном народа.

Вообще надо признать, что далеко не всегда поступки тех или иных людей получают однозначную моральную оценку окружающих. Очень многое зависит от конкретных социальных и исторических условий - то, что считается вполне достойным поведением в наши дни, посчитали бы трусостью и бесчестьем в XVIII веке. Например, человек спокойно и сдержанно прореагировавший на оскорбление со стороны пьяного хулигана, в наше время  прослывет выдержанным и хладнокровным, в то время, как во времена мушкетеров его бы однозначно записали в презренные трусы. Во времена дуэлей было нормой бросаться в смертельный поединок из-за косого взгляда или случайно оброненного слова.

Внимательное рассмотрение феноменов смелости и трусости позволяет предположить, что истинно достойное поведение лежит где-то посередине между животным страхом за свою жизнь и безрассудной отчаянной смелостью. Можно взять и другую линию координат, на одном конце которой будет находиться эгоизм, а на другом - альтруизм и самопожертвование. Третий вариант точки отсчета - активное желание спасти свою жизнь на одном полюсе и пассивное безволие обреченных - на другом. И наибольшее восхищение заслуживает умение в любой, даже самой драматической ситуации, не скатиться к этим крайностям, а, несмотря на страх и туманящий ум инстинкт самосохранения достойно выполнить свой долг и еще попытаться спастись самому. Мало кто может похвалиться таким хладнокровием, но все же реальные примеры такого поведения имеются.

Богатая драматическими событиями история человечества предоставляет исследователю не так уж много ситуаций, в которых трусость и смелость, страх и бесстрашие проявлялись в чистом виде без примеси религиозных и идеологических убеждений, затрудняющих точный анализ этих психологических явлений. Одной из самых знаменитых трагедий такого рода является гибель "Титаника" в 1912 году. В ту холодную апрельскую ночь на обреченном корабле было 2207 человек и каждый из них, находясь на грани жизни и смерти, по-своему переживал ту ситуацию. Одни из пассажиров, пассивно приняли свою участь, даже не делая попыток к спасению. Они просто сидели на палубе и тихо молились. Другие, как владелец погибающего корабля, богач Брюс Исмей, всеми правдами и неправдами старались попасть на спасательные шлюпки, и единственной их эмоцией был страх за собственную жизнь. Третьи, как капитан Смит, бесстрашно выполнили свой долг, но не сделали ничего для спасения собственной жизни. Но были и такие, кто до конца боролся за жизнь других людей, а когда сделал все, что мог, стал так же отчаянно бороться за свою. Именно такое поведение представляется мне высшей доблестью.

Примером такой позиции, где есть нормальный человеческий страх за свою жизнь, но этот страх находится под контролем долга, является поведение второго помощника капитана Лайтоллера. Все время после столкновения "Титаника" с айсбергом он трудился на корабле, организуя посадку женщин и детей в спасательные шлюпки, проявляя при этом решительность и настоящее мужество. Особенно критическим положение стало, когда он спускал на воду последнюю шлюпку, рассчитанную на 47 мест, в то время, как на корабле оставалось еще 1600 обреченных на смерть людей. Тем не менее Лайтоллер не сделал ни малейшей попытки самому сеть в эту шлюпку, хотя имел на это право. Впрочем, лучше предоставим слово Уолтеру Лорду, автору документальной повести "Последняя ночь "Титаника":

 

"Стоя на крыше кают командного состава, Лайтоллер видел эту волну. Он наблюдал за тем, как гонимые ею толпы людей отступали по палубе наверх, как более проворным удавалось избежать соприкосновения с ней, а наиболее неповоротливые не успевали отступить достаточно быстро и поглощались водой. Лайтоллер понимал, что отступление людей к корме - всего лишь продление агонии. Он повернулся лицом к носу судна и прыгнул в воду. Когда он вынырнул, то увидел впереди "воронье гнездо" (наблюдательная площадка на мачте для впередсмотрящих), которое теперь находилось вровень с поверхностью моря. Слепой инстинкт самосохранения заставил Лайтоллера в течение нескольких секунд плыть к "гнезду" как к месту спасения.

Но вскоре он опомнился и стал отплывать от судна, пока не доплыл до перевернутой, но держащейся на плаву шлюпке и вскарабкался на ее днище. На эту шлюпку забралось около тридцати человек, но некоторые из них впоследствии замерзли и были смыты в воду волнами. Ведь температура воды в ту ночь была минус два градуса! Как свидетельствуют очевидцы, именно благодаря хладнокровию Лайтоллера большинству из его спутников удалось дождаться до подхода помощи. Дело в том, что воздух то и дело выходил из под корпуса перевернутой шлюпки, и она все глубже погружалась в воду. Время от времени через ее днище перекатывалась волна и любое неверное движение одного человека могло потопить утлое суденышко. Тогда второй помощник капитана приказал всем тридцати мужчинам встать, построил их в две шеренги и заставил их повернуться лицом к носу шлюпки. Когда она начинала крениться, он приказывал людям одновременно наклоняться в ту или иную сторону и тем самым выравнивать хрупкое равновесие. Перемещая вес тела с одной ноги на другую, замерзшие, пропитанные ледяной водой люди не только удерживали на плаву свое перевернутое "судно", но и согревали себя этими движениями. Лайтоллер же подбадривал свою команду сообщениями о скором подходе помощи, и действительно - после более часа балансирования на грани жизни и смерти, их заметили и спасли гребцы с других лодок».

 
 

Смелость делают из хорошо дрессированной трусости

 В. Брусков
 
 
 
Рекомендации:

У каждого человека есть свои герои и образцы для подражания. Кроме того, в каждой душе имеется набор моральных принципов, придающих человеку мужество в борьбе с невзгодами. Наверное, есть свои принципы и образцы для подражания и у вас. Вы вполне можете их использовать для развития своей смелости. Если жизнь подводит вас на перепутье, где один вариант действий страшит вас, а другой может привести к потере самоуважения, вспомните свои моральные принципы и призовите на помощь своих героев. Подумайте о человеке, которого вы уважаете, и мысленно спросите у него, как бы он поступил в подобной ситуации. После этого попросите у него поддержки и совета, и вы почувствуете, как в вас вольются новые силы.

 
 
 

4. Наличие другой мотивации, более сильной, чем инстинкт страха

 

Каждый человек обладает определенной иерархией ценностей - что-то для него более значимо, что-то менее важно. Сюда входят как биологические, так и социальные ценности, причем со временем эти отношения меняются - то, что было ценно вчера, сегодня может потерять свою актуальность и наоборот. Страх может определяться биологическими установками (инстинктом самосохранения) или социальными (боязнь потери самоуважения или определенного социального статуса), но почти всегда можно обнаружить такие личностные ценности, которые пересилят страх и заставят человека действовать вопреки ему.

Ниже мы попытаемся привести некоторые личностные приоритеты, которые позволяют людям преодолеть страх.

 
а) Стремление к богатству
 

 Для иллюстрации того, как стремление к успеху и желание заработать деньги может пересилить страх и отвращение, я хочу рассказать о двух почти комических случаях, в которых один и тот же факт дал совершенно разные эффекты: сильный страх в одном варианте и осознание своей победы - во втором.

 

Известный психиатр С. Констроум как-то привел пример ситофобии (страха перед приемом пищи), взятый из своей клинический практики. Один преподаватель ВУЗа во время обеда в хлебе случайно обнаружил запеченного таракана. Это вызвало сильную рвоту, которая повторялась несколько дней при попытках принять любую еду. Один только вид пищи уже вызывал у этого человека сильнейшее отвращение. Более недели больной не мог даже смотреть на еду, и результате сильно похудел. Потом он стал по-немногу принимать пищу, однако продолжал худеть так, что его лечащий врач заподозрил рак. Его направили на анализы, искали опухоль, но не нашли. Прием пищи сопровождался моральными и физическими мучениями, и только со временем все мало-помалу вернулось в норму. Однако еще в течение полу-года тот преподаватель испытывал непереносимый страх хлеба.

 

А теперь для сравнения приведу другую реальную историю, произошедшую в конце прошлого века с булочником Филипповым, и рассказанную В. Гиляровским в книге "Москва и москвичи":

 

"В те времена всевластным диктатором Москвы был генерал-губернатор Закревский, перед которым трепетали все. Каждое утро горячие сайки от Филиппова подавались ему к чаю.

- Э-тто что за мерзость! Подать сюда булочника Филиппова! - заорал как-то властитель за утренним чаем.

Слуги, не понимая, в чем дело, притащили к начальству испуганного Филиппова.

- Э-тто что? Таракан?! - и сует сайку с запеченным тараканом. - Э-тто что?! А?

- И очень даже просто, ваше превосходительство, - поворачивает перед собой сайку старик.

- Чт-о?.. Что-о?.. Просто?!
- Это изюминка-с!
И съел кусок с тараканом.

- Врешь, мерзавец! Разве сайки с изюмом бывают? Пошел вон!

Бегом вбежал в пекарню Филиппов, схватил решето изюма да в саечное тесто, к великому ужасу пекарей, и ввалил.

Через час Филиппов угощал Закревского сайками с изюмом, а через день от покупателей отбоя не было."

 

Так находчивый булочник превратил несчастье в удачу! Ведь он стоял на краю финансовой пропасти - генерал-губернатор из-за злополучного таракана мог запросто закрыть его пекарни и разорить Филиппова. На карту было поставлено дело всей его жизни - и страх и отвращение перед тараканом исчезли. В тот миг произошло великое открытие. Были изобретены не булочки с изюмом (хотя на их продаже впоследствии Филиппов заработал огромные деньги и всеобщую популярность), был открыт великий принцип: «Любое поражение можно обратить в победу, если отбросить страх и отчаяние».

 
б) Храбрость молодости
 

Общеизвестно, что в молодости люди более смелы и безрассудны, а к старости становятся осторожными. В чем причина таких изменений? Психологи, педагоги, социологи и психиатры, наверное, предложат свои объяснения этому феномену и мы тоже рассмотрим некоторые гипотезы по этому поводу

Давайте разберемся, что же заставляет людей в молодости совершать героические поступка и что принуждает их в более зрелом возрасте быть осторожными и благоразумными?

Во-первых, молодые люди не думают о смерти. Она кажется им далекой и нереальной, мало относящейся к ним лично. Чем ближе подходит человек к роковой черте, тем больше он склонен ценить жизнь, тем меньше хочет рисковать, чтобы не потерять ее.

Во-вторых, молодые люди стремятся «завоевать мир» и для этого готовы совершать подвиги. Они хотят занять свое место под солнцем, жаждут любым способом заявить о себе и поэтому с легкостью совершают героические (как им кажется) поступки, в которых больше безрассудства, чем истинного мужества.

В-третьих, молодые более легковерны и принимают за чистую монету чужие лозунги и принципы, которые кажутся им глубокими и значительными, на самом деле таковыми не являясь. Поэтому вожди всяческих революций (вспомним хотя бы Троцкого) так «любят» молодежь - она идеально подходит для их честолюбивых целей - молодыми легче манипулировать, им гораздо проще затуманить мозги и увлечь за собой, чем умудренным жизненным опытом более зрелым людям.

В-четвертых, молодые люди имеют меньше привязанностей к другим людям, им свойственно стремление порвать семейные цепи и вырваться за свободу, самореализуясь в «свободном полете». С возрастом же начинаешь испытывать чувство ответственности за близких людей, мысль о которых зачастую удерживает на краю пропасти.

Подводя итог сказанному, можно отметить, что цена храбрости молодых чуть менее легковесна, чем мужества людей зрелых, и тот же героический поступок, совершенный человеком в летах, которому есть что терять, заслуживает большего уважения, чем отважный порыв молодости.

 

в) Другие причины храбрости

 

Помимо перечисленных выше существуют и другие причины, обуславливающие смелое поведение, но имеющие лишь внешнее сходство с настоящей храбростью.

Во-первых, это так называемая «храбрость дурака» - смелое поведение человека, который просто не осознает степени опасности, которой подвергается. Тот, кто лезет в электрораспределительный щит, не отключив при этом питание и не надев резиновых перчаток, вряд ли может быть назван отважным человеком - скорее идиотом, не понимающим, что ведает. Таких людей хватало во все времена - еще Менандр заметил две тысячи лет назад: «Нет в мире ничего отважней глупости», и этот лозунг вполне применим и к нашему времени.             

Второй вариант «храбрости» - это отсутствие страха, которое наблюдается при некоторых психических заболеваниях - маниакальном синдроме, некоторых формах шизофрении, при врожденном или приобретенном слабоумии.

Третий вариант «смелости» - это отсутствие страха, вытекающего из нежелания жить - то, что в чистом виде встречается у самоубийц. Прыгнуть с Золотого моста в Сан-Франциско или облить себя бензином и поджечь - на это, конечно, нужно бесстрашие, но это качество на самом дело оказывается всего лишь формой проявления безразличия к жизни, ибо истинная смелость подразумевает борьбу между инстинктом самосохранения и понятием внутреннего долга. Там же, где инстинкт жизни уже угас, эмоции отсутствуют, и вместо яростной храбрости мы чувствуем лишь могильный холод.

 

Стресс - молчаливый убийца

Подпишись на полезные рассылки по психологии и получи подарок: книгу «Стресс - молчаливый убийца. Что вы должны знать, чтобы не стать его жертвой».

Книги автора

Психология личности

Учебники

Семь смертных грехов

Семинары и тренинги

Об авторе сайта

ВФ МГЭИ - информация для студентов

Конференции

Обратная связь

Психологическое сообщество Воронежа

Разработка сайта и дизайн BIT-design, 2010