/ Главная / Разные статьи / Статьи по психологии Щербатых / И.П.Павлов и НЛП
Щербатых Ю.В.
Нейролингвистическое программирование в свете теории условных рефлексов И.П. Павлова
Более столетия отделяют нас от возникновения учения о высшей нервной деятельности выдающимся русским физиологом И.П.Павловым. За это время науки о мозге сделали гигантский шаг вперед, однако в настоящее время многие идеи И.П.Павлова приобретают «второе дыхание», находя новое применение в практической медицине и психологии. Более того, некоторые разработки нашего великого соотечественника заново «переоткрываются» на Западе, при этом под сомнение (как это нередко бывает) ставится приоритет русской науки. Настоящая статья посвящена непреходящему значению открытий И.П. Павлова для физиологии, психологии и медицины, а именно - роли условных рефлексов в коррекции различных негативных эмоциональных состояний.
Основным стержнем методологического подхода И.П.Павлова являлось стремление рассматривать осуществление любой изучаемой функции в целостном организме, расшифровывать физиологическим языком природу регуляций в организме как целом, давать синтетическое представление о природе физиологических основ психической деятельности [5;6]. Именно такой подход, учитывающий наличие у человека двух сигнальных систем и, тем самым, обеспечивающий единство двух «этажей» человеческого организма - физиологического и психического, позволяет в настоящее время успешно применять условнорефлекторную теорию в психологии и психиатрии.
На сегодняшний день в медицине отсутствует единая точка зрения по поводу возможных механизмов формирования и развития навязчивых страхов (фобий) [4], а в отечественной психиатрии наиболее распространенной является условно - рефлекторная теория, согласно которой, в основе навязчивостей лежит инертность нервных процессов, чем объясняется невозможность для больного сознательно подавить навязчивое состояние и мучительное чувство бессилия в борьбе с ним [3]. Считается, что большинство фобий формируется по механизму патологического закрепления условно-рефлекторной связи: навязчивые страхи являются результатом совпадения по времени индифферентных раздражителей с условными или безусловными раздражителями, вызвавшими чувство страха. Например, страх, спровоцированный сердечнососудистыми нарушениями (сердцебиение, боли в области сердца, одышка, холодный пот и др.), совпав по времени с пребыванием на площади, стадионе или другом открытом пространстве в дальнейшем по механизму условного рефлекса может привести к агорафобии [3;7]. Развитие тревоги также может быть объяснено на основе павловской модели условного рефлекса. Тревожность развивается в ответ на стимул, вызывающий естественный страх, который может сочетаться с нейтральным стимулом. В результате, последний становится условным раздражителем и приобретает способность вызывать тревогу сам по себе. При этом скорость угасания условного рефлекса (как и быстрота его формирования) зависит от эмоционального фона, сопровождающего процесс формирования временной связи. Как показывают опыты лаборатории И.П. Павлова, условные рефлексы при болевом подкреплении угасают значительно медленнее, чем при пищевом. Так как в основе фобического синдрома, как правило, лежат базисные биологические инстинкты или социальные установки, обеспечивающие физическое или психологическое благополучие, то угроза их реализации вызывает сильный страх, делающий такую временную связь весьма прочной. При этом условным раздражителем, «запускающим» возникновение навязчивых страхов, зачастую является слово - «сигнал сигналов» по меткому определению И.П.Павлова. В своей лекции «Об уме вообще», он отмечал: «Что такое наши слова, которыми мы описываем факты, как не новые сигналы, которые могут, в свою очередь, затемнить, исказить истину. Слова могут быть подобраны неточные, неподходящие, могут неверно пониматься и т. д. И вы опять должны остерегаться, чтобы не увидеть благодаря словам, действительность в ненадлежащем, неверном виде» [5, с 1136]. Однако, слово может не только вызывать дезадаптацию человека к окружающей физической и социальной среде, но и возвращать его на нормальный уровень функционирования. Это находит отражение в различных вариантах условно-рефлекторной психотерапии (метод лечения «угашением условной связи», «метод функциональных тренировок»), и базируется на предположении, что в основе многих страхов лежит сочетание двух событий, одно из которых носило случайный характер, и впоследствии стало для субъекта важным только потому, что было связано с другим, изначально биологически значимым явлением. Подбирая другие сочетания условных и безусловных раздражителей психотерапевт может в той или иной степени затормозить «патологический» условный рефлекс или же заменить его новым, противоположным по своему характеру. Следует отметить, что на Западе подобные методики появились значительно позже, причем без ссылок на работы И.П. Павлова и других отечественных исследователей.
Так, в конце 70-х годов в США возникло интересное направление психотерапии – «нейролингвистическое программирование» (НЛП), основатели которого - Дж. Гриндер и Р. Бендлер претендовали на принципиально новый подход к психологии поведения [13]. Одно из важных мест в НЛП занимает понятие «якорь» (anchor), под которым понимается стимул, связанный с определенным психологическим состоянием и являющийся его триггером - то есть запускающим его возникновение. «Якорь» может иметь различную модальность и быть тактильным, визуальным или аудиальным. Для того, чтобы по желанию вызывать у человека необходимое эмоциональное состояние (радость, спокойствие, уверенность, смелость и пр.), специалист по НЛП должен предварительно активизировать память своего пациента, вызвать в его сознании подобное состояние, которое человек уже испытывал в прошлом, и «связать» это состояние с определенным стимулом - «якорем» (например, прикоснувшись к участку кожи пациента). Такая процедура повторяется несколько раз, пока не будет установлена прочная ассоциативная связь. Показано, что «для более быстрого вхождения в ресурсное состояние используются технологии нейро-лингвистического программирования (НЛП), в частности – «метод ресурсного якорения», основанный на условно-рефлекторной теории И.П. Павлова и позволяющий быстро входить в нужное функциональное состояние» [9, с. 139]. В результате последующие предъявления соответствующего «якоря» вызывают необходимые позитивные эмоции, что позволит человеку в дальнейшем минимизировать страх, тревогу и другие негативные эмоции и успешно преодолевать психотравмирующие события [2;7;13;14].
Примечательно, что создатели НЛП назвали свой основополагающий труд «Структура магии», ибо им казалась необычной возможность при помощи словесных описаний прошлых событий вызывать у человека яркие эмоциональные реакции, а потом закреплять их в сознании при помощи звука, жеста или прикосновения. Однако при внимательном рассмотрении видно, что эта часть НЛП по своей сути является ни чем иным, как слегка модифицированной методикой выработки классических условным рефлексов, проводимой с учетом специфики второй сигнальной системы человека [2;6]. Если мы заменим понятие «якорь» на термин «условный раздражитель», выражение «ассоциация» - на термин «временная связь», а выражение «эмоциональные ресурсы», которое используется в НЛП, обозначим как «безусловное подкрепление», то «магическая» процедура «постановки якоря» превратится в обычную методику выработки условного рефлекса, многократно описанную в работах павловской школы. Сами авторы НЛП не ссылаются на труды основателя условно-рефлекторного учения И.П.Павлова и, вероятно, не очень хорошо знают их. Например, они рекомендуют ставить «якорь» (наносить условный раздражитель) на пике эмоциональных переживаний, в то время как физиологам хорошо известно, что условный раздражитель наиболее эффективно действует при воздействии за некоторое время до безусловного подкрепления, ибо именно в этом случае максимально полно проявляется его сигнальный характер [2;6;7;8;14].
Тщательный учет всех закономерностей образования условных рефлексов, открытых И.П. Павловым и его последователями, позволяет значительно повысить эффективность методик НЛП при коррекции негативных эмоциональных состояний как у здоровых лиц с социальными страхами (страх перед экзаменами, страх перед публичным выступлением и т. п.), так и у больных, страдающих тревожно-депрессивными и фобическими расстройствами.
Особую актуальность представляют стрессовые состояния, которые встречаются у студентов и школьников как в процессе учебного процесса (экзамены), так и во время их обыденной жизни. То, что стресс является частым явлением у молодых людей, подчеркивают различные исследователи. Например, в одной из работ отмечено, что студенты с низкой суверенностью (непрочными или негибкими психологическими границами) испытывают стресс [1]. В другом исследовании показано, что «проблема психического здоровья детей остается весьма острой» [12, с.178], а в ряде работ показана важная роль условнорефлекторной регуляции поведения (в том числе с помощью НЛП) в учебном процессе [2;8;10;11].
Среди наблюдаемых нами состояний стресса, которые удавалось существенно уменьшить с помощью техник НЛП, встречались нозофобии, навязчивые страхи животных, а также ярко выраженные социальные фобии [6]. В качестве условного раздражителя использовались тактильные стимулы: например, прикосновение руки к определенному участку тела, причем тактильный стимул вырабатывался таким образом, чтобы в последующем пациент мог воспроизводить его самостоятельно. Безусловным раздражителем служило «позитивное эмоциональное состояние», противоположное тревожным переживаниям, например «легкость», «радость», «спокойствие» и пр. При формировании временной связи тактильный стимул вводился до начала действия безусловного раздражителя. После многократного повторения такого сочетания прикосновение испытуемого к определенному участку кожи «запускало» требуемое эмоциональное состояние. Заключительным этапом было обучение человека использованию сформированного условного рефлекса в реальных стрессорных ситуациях [2;7;8;14]. Таким образом, можно заключить, что данная модификация метода условно - рефлекторной терапии может успешно использоваться в психотерапии тревожно-депрессивных, фобических и других невротических расстройств.
Все вышесказанное подчеркивает необходимость учета фундаментальных закономерностей протекания нервных процессов, открытых И.П.Павловым, в практической психологии и в психиатрии. В этой связи вспоминаются его пророческие слова о том, что «...между теоретической и практической медициной устанавливается равноправный и взаимополезный союз, который является основой прогресса медицинской науки» [6, с.30].
Список литературы
1.Астанина Н.Б. Психология доверия как новая научная отрасль отечественной психологии // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. – 2013, №2, С. 34-38. 2.Ивлева Е.И., Щербатых Ю.В. Использование метода нейролингвистического программирования при коррекции тревожных состояний у студентов-медиков. В кн.: Психотерапия и клиническая психология: методы, обучение, организация. СПб-Иваново. 2000. – С. 289-291. 3. Ильин Е.П. Психология страха. – СПб.: Питер, 2017- 261 с. 4. Нардонэ Д. Страх, паника, фобия – Москва: Психотерапия, 2008, - 348 с. 5. Павлов И.П. «Об уме вообще» Лекция [28 апреля 1918 г]. // Росс. физиол. журн. им. И.М.Сеченова. 85 (9-10) : 1133-1139. 1999. 6. Павлов И.П. Избранные труды. - М.: Медицина. - 1999.- 445 с. 7. Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. Воронеж. Истоки. 1998. – 282 с. 8. Щербатых Ю. В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса: дисс... докт. биол. наук: - Воронеж, 2001. - 313 с. 9. Щербатых Ю.В. Психология труда и кадрового менеджмента в схемах и таблицах: справочное пособие. – М.: КноРус, 2011. – С. 139. 10.Щербатых Ю. В., Лицман Н. И., Мещерякова И. Н.. Системный подход к управлению стрессами //Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни: сб. научн. статей IV Всеросс. заочн. научно-практич. конф. с международным участием. — Воронеж: «Научная книга», 2015. — С. 515-517. 11.Щербатых Ю.В., Щекина И.А. Психические состояния в учебном процессе: проблемы и способы оптимизации. Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. – Научный журнал. - Вып. 54, ч.4. – Ялта, 2016. - С. 241-246.
Библиографическая ссылка на статью:
Щербатых Ю.В. Нейролингвистическое программирование в свете теории условных рефлексов И.П. Павлова // Приоритетные направления развития гуманитарных и экономических наук: Межвузовский сборник научных трудов. Воронежский институт (филиал) автономной некоммерческой организации высшего образований Московского гуманитарно-экономического университета (АНО ВО МГЭУ); науч. ред. Д.Н. Литвинов. Воронеж: Издательство ВГПИ, 2017. - С. 111-117.