/ Главная / Разные статьи / Статьи по психологии Щербатых / Мораль, грех, личность
Щербатых Ю.В. Взаимосвязь моральных установок и личностных качеств студентов // Мир и Россия в условиях перехода в новую экономическую и геополитическую эпоху. – Воронеж: Воронежский ЦНТИ, 2012. – С.61-66.
Данная работа посвящена исследованию психологическим аспектам морали, а точнее – взаимосвязи между личностными качествами и готовностью следовать определенным моральным нормам, или, говоря церковным языком, «избегать греха». Под термином «грех», как правило, понимают поступок, нарушающий заветы определенной религии, предписания, данные в священных книгах или толкованиях жрецов. С нерелигиозной точки зрения этим понятием также можно обозначить поступки человека, нарушающие общественные традиции и этические нормы поведения, установленные в данном обществе.
Первым четко сформированным и дошедшим до нас моральным кодексом считают «заветы Моисеея» [1,3]. В него входят как чисто религиозные предписания (первые четыре заповеди), так и общечеловеческие моральные нормы («почитай отца твоего и мать твою», «не убий», «не прелюбодействуй», «не кради» и т. д.). Тем не менее, в целом, моральные нормы и установки Ветхого завета отличались жестокостью и мстительностью, в связи с чем в начале нашей эры была предложена другая. Более гуманная система общечеловеческих ценностей, нашедшая свое отражение в «Нагорной проповеди» Иисуса Христа, где ветхозаветные призывы к мести и агрессии были замены на лозунги доброты и всепрощения.
В середине XX века в Советском Союзе была создана своя система этических заповедей, названная «Моральным кодексом строителя коммунизма». В ней были собраны как идеологические лозунги коммунистической партии, так и общечеловеческие стандарты поведения. В этом кодексе были призывы к следующим нормам поведения: добросовестный труд на благо общества, коллективизм и товарищеская взаимопомощь (каждый за всех, все за одного), гуманные отношения и взаимное уважение между людьми (человек человеку друг, товарищ и брат), честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни, взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей и т. д. Можно сказать, что Моральный кодекс призывал людей поддерживать высокие стандарты человеческих отношений, и играл важную роль в воспитании подрастающего поколения.
К сожалению, в начале 90-х годов ХХ века коммунистическая мораль была бездумно разрушена, что привело к образованию духовного ваккуума, который, в свою очередь, вызвал глубочайший кризис общественного сознания в России. Итогом этого кризиса явился бандитизм, локальные войны и всеобщее падение нравственного климата страны. Попытки власти внедрить в общественное сознание православную мораль в определенной мере удались, однако, противоречие между реальной жизнью и постулатами христианской морали в значительной степени снижают эффективность внедрения православной морали в сознание наших граждан и в дальнейшем могут привести к расколу общества, что продемонстрировал «эффект Пусси Риот» [6]. Более того. попытки ввести единую мораль, основанную на религии, обречены на провал, так как разные люди ищут в религии реализовать различные потребности, и только часть из них готова безоговорочно принять моральные нормы православия [4].
Наше исследование было посвящено вопросу, насколько нынешние молодые люди готовы противодействовать соблазнам современного мира, уклоняясь от «греха», и как эти тенденции связаны с личностными качествами испытуемых. Всего в нашем исследовании приняли участие 63 испытуемых обоего пола в возрасте от 16 до 35 лет. Им был предложен пакет из тестов и опросников, в том числе – тесты на выявление личностной тревожности Спилбергера, тест Айзенка, опросник Кеттела 16PF, тест на самооценку, на определение локуса субъективного контроля Роттера, а также ряд опросников, разработанных в рамках программы «Психология греха». В итоге были получены следующие результаты:
Уровень жадности у женщин был выше, чем у мужчин (p<0.05). Уровень скупости коррелировал со шкалой Q4 теста Кеттела 0.33 (p<0.01), таким образом, люди с высоким уровнем фрустрации и нереализованных потребностей более склонны накапливать материальные ресурсы и с трудом расстаются с деньгами. Наши исследования показали, что люди с высоким уровнем нейротизма по Айзенку отличаются повышенной скупостью 0.40 (p<0.01) и жадностью 0.30 (p<0.05). Статистический анализ результатов тестирования выявил очень высокую корреляцию между показателем нейротизма по Айзенку и уровнем тревожности по тесту Спилбергера-Ханина 0.60 (p<0.001), таким образом, люди с повышенным уровнем личностной тревожности, как правило, обладают высоким нейротизмом и с трудом расстаются с деньгами. Возможно, деньги создают у них дополнительное ощущение защиты и безопасности от жизненных невзгод, хотя это предположение еще нуждается в дополнительной проверке.
Ранее, в литературе встречалось высказывание, что выраженные экстраверты (люди, обращенные на внешний мир) относятся к деньгам более открыто, комфортно и легко, чем выраженные интроверты [2], что в целом, соответствует нашим выводам. Однако, хотя уровень экстраверсии по Айзенку и отрицательно коррелировал с показателем скупости, но достоверность этой связи не достигала пороговых значений - 0.26 (p=0.06). Что же касается предположения этого же автора о том, что личности с пониженной самооценкой становятся или скупцами или транжирами, то наши исследования не установили прямой достоверной связи между уровнем самооценки и показателями жадности. Отрицательная корреляция между уровнем положительной самооценки и скупостью была, но она также не достигала пороговым уровней достоверности 0.24 (p=0.07).
Из других результатов, полученных в данном исследовании можно отметить положительную корреляцию между результатом теста на зависть и скупость 0.29 (p<0.05) – завистливые люди склонны проявлять скупость, а скупые – завидовать более удачливым людям. Кроме того, зависть была связана с склонностью проявлять признаки гнева 0.49 (p<0.001), а также проявлять экстернальный локус контроля по Роттеру -0.36 (p<0.05). Это означает, что завистливые люди более склонны перекладывать ответственность за свою жизнь на судьбу, других людей и внешние обстоятельства, а люди, лишенные зависти, наоборот, готовы принимать ответственность на себя.
Помимо греха алчности, мы исследовали также такой человеческий недостаток, как зависть. Зависть – чувство досады, раздражения, вызванное превосходством, успехом, благополучием другого. В любом случае, завистью называют комплекс негативных эмоций, вызванных благополучием другого человека или его превосходством. Как мы выяснили ранее, зависть состоит из семи относительно независимых компонентов [4]:стремлению к равенству, гипертрофированного чувства справедливости, негативного отношения к богатству и успеху других людей, обиды на судьбу, негативного отношения к другим людям, ревности, заниженной самооценки, и неумения извлекать пользу из поражений. Средний показатель зависти в нашем исследовании был равен 22 баллам, при этом были отмечены гендерные отличия: женщины завидуют больше, чем мужчины (22.0±1.4 против 16.1±1.3 баллов). Были также отмечены различия по возрасту: с возрастом зависть увеличивается (по крайней мере - в диапазоне от 17 до 32 лет). Из всех грехов, зависть достоверно коррелировала только с гневом (r=0,47; р<0,01). Уровень зависти был больше у людей с высоким уровнем негативной самооценки (тех, кто склонен находить у себя много отрицательных качеств). Зависть положительно коррелирует с жадностью и отрицательно – с локусом субъективного контроля Роттера (те, кто привык полагаться на себя – завидуют другим меньше, чем те, кто ждет помощи от судьбы или других людей (показатель корреляции -0.40, р<0.02).
Из личностных качеств (определяемых по тесту Кеттела) зависть положительно коррелировало с фактором «О» ( чувство вины») (r=+0.43; р<0.01), и отрицательно с фактором «С» показателем эмоциональной стабильности (r=-0.39; р<0.01). Были получены следующие корреляции между отдельными аспектами зависти и личностными качествами. «Стремление к справедливости» положительно коррелировало с фактором «О» (чувство вины») (r=+0.42; р<0.01), «Обида на судьбу» –с фактором «С» Кеттела (r= -0.49; р<0.001); «Негативное отношение к другим людям» - с фактором самодостаточности Q2 (r= - 0.30; р<0.02).
Для исследования «греха гордыни» мы использовали специальный опросник, содержащий три субшкалы показали, что в это понятие подразделяется на три компонента: объективно обоснованную гордость за свои положительные качества и достижения; «гордыню» – то есть, неадекватно завышенную самооценку и скромность – как нежелание превозносить себя над другими людьми. Соответственно, утверждения опросника разделялось на три субшкалы: гордость, гордыня, скромность. Итоговая величина «греха гордыни» вычислялась по формуле: «Гордыня + Гордость – Скромность». В результате средняя величина интегрального показателя «гордыни» у женщин был достоверно выше, чем у мужчин. Этот показатель коррелировал с величиной экстраверсии, с возрастом и величиной позитивной самооценки. Это означает, что «грех гордыни» больше присущ молодым людям, и имеет тенденцию уменьшаться с возрастом, а также чаще отмечается у людей, ориентированных на внешний мир, и реже встречается у лиц, погруженных в себя. Исследование связи гордыни с личностными качествами показало, что гордыня была больше выражена у общительных, беззаботных и смелых людей.
Что касается показателей отдельных субшкал опросника, то величина «гордыни» (в узком смысле слова) обратно коррелировала с «скромностью» и положительно – с тенденцией проявлять гнев. В свою очередь «скромность» обратно коррелировала с алчностью и экстраверсией, и проявляла прямую корреляцию с уровнем личностной тревожности по Спилбергеру. Таким образом, можно сказать, что в наименьшей степени гордыне подвержены тревожные интраверты, не склонные к приобретательству.
Исследование связей между гордыней и другими личностными качествами испытуемых, определяемых по опроснику Кеттела, показало следующие результаты: «гордость» коррелировала с доминантностью и смелостью, а «гордыня» - со смелостью. Скромность обратно коррелировала с общительностью, доминантностью, смелостью, эмоциональной стабильностью и положительно коррелировала со склонностью испытывать чувство вины.
Полученные нами результаты, во-первых, показывают сложную структуру моральных установок человека и их взаимосвязь с личностными качествами, а во-вторых, полученные корреляционные связи могут в дальнейшем послужить основой для прогнозирования при помощи метода множественной регрессии моральных установок человека и его поведения.
Библиографический список
1. Библия. Книги священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Российское библейское общество, 2002.
2. Дейнека О.С. Экономическая психология. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.
3. Куртц П. Искушение потусторонним. – М.: Академический проект, 1999.
4. Мягков И.Ф., Щербатых Ю.В.. Кравцова М.С Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности // Психологический журнал, - Т.17, №6, 1996. - С.119-122.
5. Щербатых Ю.В. Семь смертных грехов или Психология порока. – М.: АСТ, 2011.
6. Щербатых Ю.В. Слава Pusy Riot – это слава Герострата // Комсомольская правда, 17 августа 2012 г.