Этот сайт создан для людей, которые хотят добиться успеха в этой жизни, для тех, кто намерен быть здоровым, счастливым и процветающим человеком в любых условиях

Этот сайт для тех, кто хочет на сто процентов реализовать свои потенциальные возможности, несмотря на любые трудности и препятствия.

Здесь Вы узнаете, как преодолевать страх, обман и стрессы,
как добиваться своих целей, оставаясь здоровым и полным энергии.
Автор сайта — профессор психологии Воронежского филиала
Московского гуманитарно-экономического института Ю.В.Щербатых

Психологические
тесты
Психологические
тесты

Свежие статьи

Разные статьи

Психологический
словарь
терминов
Психологический
словарь
терминов

Диванная комната

Визуализация

Написать письмо

Приглашаем партнеров по бизнесу

Если у вас есть проблема - будем вместе ее решать »

Интересно? Напишите:

Rambler's Top100

Счетчик PR-CY.Rank

/ Главная / Разные статьи / Психология религии / грех гордыни

В ноябре вышла новая книга профессора психологии Ю.Щербатых "Избавься от стресса и живи счастливо!". Это краткое и емкое руководство по снятию стрессов, в котором автор изложил  многолетний опыт работы по нейтрализации вредных стрессов. Если вы хотите научиться  снимать стрессы себе или  другим людям - узнайте подробности об этом руководстве по стресс-менеджменту.

Гордость и грех гордыни

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ГРЕХ ГОРДЫНИ»
Щербатых Ю.В., д.б.н., профессор психологии ВФ МГЭИ
 
Понятие «гордыни» одно из ведущих во всем комплексе семи смертных грехов. Оно лежит в основе или пересекается с такими пороками, как алчность, зависть и гнев. Например, стремление к обогащению (Алчность) вызвано тем, что человек хочет стать не просто богатым, а богаче остальных людей, он завидует (Зависть), потому что не допускает мысли, чтобы кто-то жил лучше его, он раздражается и сердится (Гнев), когда другой человек не признает его превосходства и т. д. Именно поэтому почти все богословы ставят гордыню на первое место в списке грехов, и поэтому данный порок стал объектом нашего исследования.
Следует отметить, что богатство и многозначность русского языка приводит к тому, что в сознании многих людей понятия «гордыня» и «гордость» тесно переплетаются друг с другом, а в результате одни люди полностью смешивают эти термины, а другие считают их совершенно противоположными по смыслу. На самом деле, эти различия важны для психологического анализа направленности личности. От того, как человек относиться к этим терминам, зависят его жизненная позиция и успех в обществе. Что есть гордость – необходимое качество самодостаточной личности или первый шаг к смертному греху – гордыне?
Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова так определяет понятие «гордость»: 1. Чувство собственного достоинства, самоуважения (например – «национальная гордость»). 2. Чувство удовлетворения от чего-нибудь («гордость победой»). 3. Высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, спесь («из-за своей гордости ни с кем не дружит») [1].
Таким образом, из данных определений видны две основные составляющие гордости. Одна носит положительный характер (первое и второе значение), а вторая составляющая отражает отрицательную сторону данного термина, когда человек необоснованно возвышает себя (тем самым, принижая других людей). Если в основе гордости лежат успехи человека, его трудолюбие, талант и т. д., то положительная оценка своей личности или достижений, вполне заслужена, но если человек без достаточных на то оснований считает себя лучше других, то с точки зрения религии он «берет грех на душу». 
Если говорить о чувстве гордости по отношению к себе, то оно состоит из двух компонентов: постоянного и переменного, личностного и ситуативного. С одной стороны – это проявление чувства собственного достоинства, самоуважения, осознания ценности и уникальности своей личности, которое присуще одним людям, но не развито у других – то есть это устойчивая черта личности. В соответствии с этим показателем мы выделяем гордых и скромных людей. Первые будут горды даже в случае своих поражений, а вторым будет очень трудно испытать это чувство даже в случае своего успеха в каком-то деле. С другой стороны, чувство гордости зависит от тех или иных поступков и дел человека, от его побед и провалов, от его оценки со стороны других людей. Понятно, что чувство гордости студента за себя и свои знания будет зависеть от итога экзамена – оно будет максимальным при отличной оценке, и минимальным в случае двойки.
Итак, суммируя все вышесказанное, мы можем сказать, что гордость может быть личностной и ситуативной, обоснованной и необоснованной, индивидуальной (за себя) и коллективной (за других людей или страну) – она разная, и может нести как хорошее, так и плохое человеку. Это точка зрения светская, что же касается религии, то большинством христианских богословов гордость осуждается, так как ведет к греху гордыни. Как утверждают богословы, «гордость есть крайняя самоуверенность, с отвержением всего, что не свое, источник гнева, жестокости и злобы, отказ от Божией помощи, «демонская твердыня». Она - «медная стена» между нами и Богом (Авва Пимен); она - вражда к Богу, начало всякого греха, она - во всяком грехе. Ведь всякий грех есть вольная отдача себя своей страсти, сознательное попрание Божьего закона, дерзость против Бога, хотя «гордости подверженный как раз имеет крайнюю нужду в Боге, ибо люди спасти такого не могут» (Иоанн Лествичник).
Теперь определимся с термином «гордыня», который словарь Ожегова и Шведовой определяет как «непомерную гордость» [1]. С этим определением можно поспорить, так как гордыня – это не просто чрезмерно развитая гордость, а разновидность высокомерия, то есть другого личностного качества. Гордость предполагает основание для своего чувства: можно гордиться своими спортивными или трудовыми успехами, своим домом, бизнесом или голосом. Кроме того, можно гордиться не только самим собой, но своими друзьями, родными, коллективом, фирмой, городом или даже страной. В отличие от этого, гордыня – это непомерно раздутая гордость исключительно самим собой. И еще – если речь заходит о гордыне, то имеется в виду необоснованная гордость, когда человеку только кажется, что он превосходит других людей, и это превосходство надуманное.
Нужно отметить, что само слово «гордыня» в настоящее время в повседневной жизни употребляется редко. Вместо него используются другие термины близкие по смыслу или несколько отличающиеся оттенками – гордость, амбициозность, высокомерие, тщеславие, заносчивость, самолюбие и пр. Христианские проповедники зачастую смешивают все эти личностные качества, что не совсем правильно с точки зрения психологии. Вот, например, что говорит епископ Александр (Милеант): «Гордыне - этой ужаснейшей духовной болезни - предшествует целая вереница сродных заболеваний, среди них: самолюбие, тщеславие, высокомерие, надменность, чванство, лицемерие, похвальба... Все они являются результатом одного основного духовного отклонения: нездоровой «обращенности к себе». Далее он пишет: «К свойствам гордыни относятся такие качества: высокого мнения о себе, тщеславный, лицемерный, упрямый, капризный, мнительный, неуправимый, беспокойный, щепетильный по отношению к себе, придирчивый, суетный, самовлюблённый эгоист, обидчивый, дерзкий, сумасбродный барчук, вспыльчивый, склонный критиковать и осуждать, властолюбивый, надменный, завистливый, непримиримый, злопамятный, жестокий, быстрый на оскорбления, язвительный, патологически активный, бунтарь против всякого авторитета, носитель революционного, нигилистического духа и т. д.» [2].
Как вы можете видеть, получается нагромождение терминов и понятий, в котором трудно разобраться. Поэтому, чтобы внести ясность в содержание слова «гордыня» следует сначала определиться с близкими по значению терминами, так как они отражают разные составные части «греха гордыни», а некоторые из этих слов вообще имеют очень отдаленное отношение к греху. Структурный психологический анализ понятия «гордыня», который мы предприняли, позволяет выделить в нем шесть относительно самостоятельных компонентов:
Первая группа качеств личности отражает жажду власти и открытое презрение к людям, занимающим более низкое социальное положение. Это высокомерие, заносчивость, кичливость, спесь, надменность и чванство, а также самомнение и самолюбие.
Вторая группа личностных качеств показывает стремление человека достичь большего, чем у него есть. Это амбициозность и честолюбие.
Третья группа личностных качеств – отражение эгоизма в сочетании с невоспитанностью. Данные качества демонстрируют готовность человека идти напролом ради собственных интересов. Это хамство, наглость, эгоизм, нахальство, бесцеремонность, дерзость, беззастенчивость, бесстыдность.
Четвертая группа отражает жажду славы, причем далеко не всегда обоснованную. Главное качество здесь – тщеславие. Кроме того, в эту группу входят, хвастовство и самонадеянность.
Пятый корень гордыни – самолюбование, которое включает такие качества, как самовлюбленность и самодовольство.
 Шестой компонент гордыни – уверенность в себе, своих силах или знаниях. Ключевыми моментами здесь являются чувство собственного достоинства и самоуверенность. Сюда же относится чувство гордости за свои реальные достижения без унижения других людей. Последний компонент можно обозначить как «гордость достигнутым».
Следует особо отметить, что чисто филологический подход к данным терминам, без их психологического анализа, заводит в тупик, что можно продемонстрировать на примере анализа первой группы качеств из вышеприведенного списка. С точки зрения авторов толкового словаря С.И Ожегова и Н.Ю. Шведовой, базовым понятием здесь является личностное качество «высокомерный». Согласно этому словарю, высокомерный означает «презрительно надменный». Если же мы поищем значение слово «надменный», то узнаем, что слово «надменный» означает... «высокомерный», то есть эти авторы одно слово определяют через другое, которое, в свою очередь означает первое. Правда, создатели словаря на всякий случай подобрали для понятия надменный еще одно значение – «кичливый», которое снова отправляет нас к понятию «высокомерный», а оттуда – к «надменный» - и круг опять замкнулся! Точно так же замыкаются друг на друга слова «кичливый», «заносчивый» и «чванливый», которые исходя из логики данного словаря оказываются синонимами [1].
 
Наш подход к анализу содержания психологических понятий состоял в создании опросника, который дифференцировал бы разные компоненты гордыни. Для начала мы хотели выделить три составляющие данного свойства личности: объективно обоснованную гордость за свои положительные качества и достижения; гордыню – то есть, неадекватно завышенную самооценку и необоснованное возвеличивание себя; скромность – как устойчивую тенденцию к заниженной самооценке и нежелание превозносить себя над другими людьми. Соответственно, 21 утверждение опросника разделялось на три субшкалы: гордость, гордыня, скромность. Итоговая величина «греха гордыни» вычислялась по формуле: Гордыня + Гордость – Скромность.
Всего в исследовании приняло участие 69 человек обоего пола в возрасте от 17 до 25 лет. Помимо уровня гордыни у испытуемых определяли показатель экстраверсии и нейротизма (опросник Айзенка), локус субъективного контроля (Опросник Роттера), уровень личностной тревожности (по Спилбергеру), личностные качества (тест Кеттела 16PF), показатель позитивной и негативной самооценки (тест Будасси) и ряд других параметров.
В результате средняя величина интегрального показателя «гордыни» по всей группе составил 29,1±1.6 балов. При этом у женщин он был достоверно выше, чем у мужчин. Этот показатель коррелировал с величиной экстраверсии по Айзенку (r=0.29; р<0.05), с возрастом (r=-0.30; р<0.05) и величиной позитивной самооценки по Будасси (r=0.36; р<0.01). Это означает, что «грех гордыни» больше присущ молодым людям, и имеет тенденцию уменьшаться с возрастом, а также чаще отмечается у экстравертов, чем интравертов. Исследование связи гордыни с личностными качествами, выявляемыми по опроснику Кеттела, показало, что гордыня была больше выражена у общительных (r=0.28; р<0.05), беззаботных(r=0.40; р<0.01) и смелых (r=0.51; р<0.001) людей.
Что касается показателей отдельных субшкал опросника, то величина «гордости» испытуемых не коррелировала с показателями двух остальных субшкал, а субшкала «гордыни» ( в узком смысле слова) обратно коррелировала с «скромностью» (r=-0.35; р<0.01) и положительно - тенденцией проявлять гнев (r=0.29; р<0.05). В свою очередь «скромность»  обратно коррелировала с алчностью (r=-0.27; р<0.05) и экстраверсией по Айзенку (r=-0.40; р<0.01), и проявляла прямую корреляцию с уровнем личностной тревожности по Спилбергеру (r=0.33; р<0.05). Таким образом, можно сказать, что в наименьшей степени гордыне подвержены тревожные интраверты, не склонные к приобретательству.
Исследование связей между гордыней и другими личностными качествами испытуемых, определяемых по опроснику Кеттела, показало следующие результаты:
Гордость коррелировала с доминантностью (r=0.29; р<0.05), и смелостью (r=0.29; р<0.05). «Гордыня» - с смелостью (r=0.29; р<0.05). Скромность обратно коррелировала с общительностью (r=0.29; р<0.05), доминантностью(r=0.29; р<0.05),, смелостью(r=0.29; р<0.05),, эмоциональной стабильностью(r=0.29; р<0.05),. и положительно коррелировало с склонностью испытывать чувство вины. (r=0.29; р<0.05),,
 
Литература:
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] / Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.- М.: Азбуковник, 1999.
2. Епископ Александр (Милеант). Нищета, которая обогащает. О добродетели смирения. - Миссионерский Листок № 125. - 2001.[электронный ресурс].- Режим доступа.- http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/smirenie_gordostj.htm
 
Источник:
Щербатых Ю.В. Психологический анализ понятия «грех гордыни» // Экономический кризис России: социально-экономический, правовой и гуманитарный аспекты //Материалы региональной мужвузовской научно-практической конференции. – Воронеж: МГЭИ, 2009. – С. 376-379.
 
 

Стресс - молчаливый убийца

Подпишись на полезные рассылки по психологии и получи подарок: книгу «Стресс - молчаливый убийца. Что вы должны знать, чтобы не стать его жертвой».

Книги автора

Психология личности

Учебники

Семь смертных грехов

Семинары и тренинги

Об авторе сайта

ВФ МГЭИ - информация для студентов

Конференции

Обратная связь

Психологическое сообщество Воронежа

Разработка сайта и дизайн BIT-design, 2010