/ Главная / Психология выборов / Кандидат и избиратели
Кандидат и избиратели
Выдержки из книги Ю.Щербатых "Психология выборов" М. ЭКСМО. 2005
5.1.1 Значение встреч с избирателями и вхождение в образ
Во время предвыборной кампании на избирателей обрушивается огромный поток информационного воздействия, призывающий его голосовать за того или иного кандидата. Так как психика любого человека обладает способностью сопротивляться давлению со стороны третьих лиц, то очень скоро после начала такой информационной атаки у граждан вырабатывается некий защитный рефлекс, отторгающий любые попытки привлечь их на сторону одного из кандидатов. Тем не менее, многие избиратели понимают, что в день выборов им придется делать свой выбор, и они инстинктивно тянутся к информации, но только той, которую считают правдивой. В этом плане живая встреча с политическим лидером как раз является той редкой возможностью убедить избирателей отдать свой голос за конкретного кандидата.
Нередко избиратели думают: «Хватит пудрить нам мозги. Мы уже ничему не верим. В газетах пишут, какой замечательный политик А., другие газеты пишут, какой он негодяй. По ТВ идут клипы, где расхваливают политика Б., а в листовках, которые приносят в почтовые ящики про него такое написано, что волосы дыбом становятся. Хоть бы раз увидеть их вблизи и задать им пару вопросов, чтобы понять, что же они за люди».
Таким образом, встречи с кандидатом дают возможность, во-первых, удовлетворить простое человеческое любопытство и редкую возможность пообщаться напрямую с «важной персоной», а, во-вторых, дают дополнительную информацию для определения своей позиции на предстоящих выборах. Поэтому следует сначала дать людям повод для разговоров, домыслов и пересудов, максимально возбудить их интерес к своему кандидату, а затем, во время личной встречи умело снять эти сомнения и укрепить веру в то, что именно за этого человека надо голосовать.
Здесь возникает важный, я бы сказал, стратегический вопрос: « Как следует вести себя с избирателями во время встреч, как «Недосягаемый Вождь» или как «Один из Вас»? Ответ на этот непростой вопрос лежит в двух плоскостях. Во-первых, он зависит от того образа, в рамках которого позиционируют кандидата. Понятно, что если ядро позитивного образа политика определяется как «Самый честный» или «Борец за народ», то он должен быть ближе к людям, а вот «Самый сильный», «Победитель» или «Государственный муж» могут позволить себе несколько дистанцироваться от простых людей. Во-вторых, в любом случае для достижения успеха кандидат должен найти свою индивидуальную точку баланса между двумя позициями «Над народом» и «В гуще народа». Удаление от этой точки равновесия может губительно сказаться на репутации политика, поэтому кандидат должен ясно осознавать, какие плюсы и какие минусы дает ему перемещение от идеальной позиции в любую сторону.
С одной стороны, кандидат должен восприниматься людьми как вождь, как человек, обладающий мощной волей и понимающий, что он делает и каким образом. Только тогда люди будут подчиняться ему, и слушать его призывы. Гюстав Лебон писал: «Лишь только известное число живых существ соберется вместе, все равно, будет ли то стадо животных или толпа людей, они инстинктивно подчиняются власти своего вожака. В толпе людей вождь часто бывает только вожаком, но, тем не менее, роль его значительна. Его воля представляет то ядро, вокруг которого кристаллизуются и объединяются мнения. Напряженность собственной веры лидера придает его словам громадную силу внушения. Толпа всегда готова слушать человека, одаренного сильной волей и умеющего действовать на нее внушительным образом. Люди в топе теряют свою волю и инстинктивно обращаются к тому, кто ее сохранил». Таким образом, с одной стороны, политик, безусловно, на встречах должен демонстрировать избирателям свое исключительное положение, он должен обладать высокой самооценкой и глубокой уверенностью в свои словах и поступках.
С другой стороны, избиратели ныне уже не те, что во времена Гюстава Лебона, они прошли большую и противоречивую школу жизни, включая советские времена, когда люди, писавшие «Мы не рабы, рабы не мы», потом гибли на рабских стройках ГУЛАГа и Беломорканала. Потом была перестройка, затем — «разгул демократии», потом — времена дикого российского капитализма, а ныне - мы проходим период путинской управляемой демократии. Людям по-прежнему нужен вождь, но не меньше этого они верят и ждут «Спасителя», «Мессию», который подобно Христу, сойдет к ним с политических небес и примет их грехи на себя. Короче говоря, люди хотят от власти человеческого, душевного отношения к себе, ждут искреннего понимания своих проблем. С одной стороны, они уже почти потеряли веру в то, что кто-то из действующих политиков хоть на секунду забудет о собственных интересах и начнет думать про народ, но с другой - утопия еще живет в сердцах людей, и те из кандидатов, кто умеет играть на этой струне, срывают громкие аплодисменты. Самый виртуозный игрок этого типа - Владимир Жириновский, а символом подобного обращения с избирателями является слоган его последней Госдумовской кампании «Мы - за бедных, мы — за русских!». Этот без сомнения выдающийся политический деятель постсоветской России нашел свой идеальный баланс между образом вождя и образом народного заступника, и поиск подобного баланса — задача каждого кандидата, всерьез претендующего на победу.
К сожалению, слишком часто кандидат вызывает отторжение аудитории, когда намеренно или инстинктивно отделяется от своих избирателей, неумело играя роль лидера, вождя, политического деятеля, представителя власти, «отца родного» и т. д. Это не самый лучший путь найти ключ к симпатиям сограждан, особенно на выборах низшего уровня. Власть в России столько раз унижала и оскорбляла народ, что давно потеряла уважение и к себе и к своим представителям. В начале 90-х годов ХХ века этим уважением какое-то время пользовались политики, но когда для людей стало ясно, что большая часть из них ищет в общественной деятельности сугубо личный, «шкурный» интерес, то люди перестали верить и им. В идеале после встречи с кандидатом, граждане должны сказать себе: «Это наш человек! Он такой же как мы, но достиг большего, и он даст нам лучшую жизнь». Чтобы такие мысли могли рождаться в сознании людей, кандидату следует отбросить в сторону амбициозность, высокомерие, чувство превосходства. Не вещать с высокой трибуны, не обещать злотых гор, в которые давно уже никто не верит, а просто и по-человечески общаться, советоваться, размышлять, вовлекая людей в доверительный разговор и делая их своими союзниками. Конечно, такая стратегия гораздо сложней в исполнении, нежели привычная политикам манера выступления, которую они освоили на партийных конференциях и заседаниях партхозактива. Но и эффект от нее на порядок выше.
Политик до такой степени принимает на веру свои слова, что всегда удивляется, когда другие понимают его буквально. Шарль де Голль |