Этот сайт создан для людей, которые хотят добиться успеха в этой жизни, для тех, кто намерен быть здоровым, счастливым и процветающим человеком в любых условиях

Этот сайт для тех, кто хочет на сто процентов реализовать свои потенциальные возможности, несмотря на любые трудности и препятствия.

Здесь Вы узнаете, как преодолевать страх, обман и стрессы,
как добиваться своих целей, оставаясь здоровым и полным энергии.
Автор сайта — профессор психологии Воронежского филиала
Московского гуманитарно-экономического института Ю.В.Щербатых

Психологические
тесты
Психологические
тесты

Свежие статьи

Разные статьи

Психологический
словарь
терминов
Психологический
словарь
терминов

Диванная комната

Визуализация

Написать письмо

Приглашаем партнеров по бизнесу

Если у вас есть проблема - будем вместе ее решать »

Интересно? Напишите:

Rambler's Top100

Счетчик PR-CY.Rank

/ Главная / Психология выборов / Принятие решения

Принятие решения

Глава из книги Ю.Щербатых "Психология выборов" М.ЭКСМО. 2005.

Оценка возможностей кандидата.

 

1.2.1.1 Степень предварительной «раскрученности» («стартовый рейтинг»).

   Политтехнологи  отмечают, что, как правило, кандидаты (особенно близкие к власти) склонны преувеличивать свою известность и популярность, и после обнародования итогов выборов они порой переживают серьезную психологическую травму. Он считает, что можно достаточно уверенно рассчитывать на победу в мажоритарных выборах, если за два месяца до них примерно сорока процентам избирателей знакома фамилия кандидата, а 10% готовы отдать за него голос. Это мнение опирается на личный опыт данного эксперта, однако существуют и другие точки зрения, а также реальные примеры побед на выборах «темных лошадок», узнаваемость которых была гораздо меньше указанного порога.

        При этом происходит последовательное воздействие на разные целевые группы. Например, в первом блоке — в основном на интеллектуальную и политическую элиту и молодежь, соответственно через «серьезные» газеты и музыкальные радиостанции, во втором блоке — на студентов, маргиналов и домохозяек, в третьем — на активно перемещающуюся по улицам часть населения и небольшие социальные группы с особыми предпочтениями и т. д. Считается, что в больших округах наиболее рациональным способом серьезно повысить узнаваемость для нового политика является телевидение, а в малых округах — агитаторы и пикеты. Одновременно с этим непрерывно идут встречи кандидата (с постоянной сменой районов и избирательных участков), меняются дислокация пикетов и надписи на большеформатных плакатах, создаются информационные поводы, на которых кандидат может включаться более-менее органично, периодически генерируются слухи о нем, и изредка формируются сенсации, подогревающие интерес к его персоне.

       И все время аналитики штаба должны «держать руку на пульсе» общественного мнения при помощи социологических опросов и фокус-групп, оценивая степень интереса и антипатии к своему подопечному, ибо нередко, поднимая рейтинг политика, можно взрастить и его «антирейтинг», нейтрализовать который в сжатые сроки очень трудно. Все это служит одной задаче: сделать кандидата узнаваемым, но не надоедливым. По данным разных авторов, нижний предел узнаваемости накануне выборов, при котором в принципе возможна победа, составляет 40—50% (Е. Малкин, Е. Сучков), учитывая, что эта граница зависит от узнаваемости других кандидатов.

При этом следует отметить определенную опасность интенсивной гонки за узнаваемостью — она может вызвать внутренний протест у людей, которых насильно, помимо их воли «грузят» информацией, которая им не интересна. На этом «погорело» немало богатых кандидатов, которые, конечно, смогли за большие деньги обеспечить резкий взлет своей узнаваемости, но на самих выборах получили минимум голосов. Информируя избирателей о новом для них политике, нужно обязательно стараться косвенно связать его появление с решением потребностей жителей округа — только тогда узнаваемость будет работать на победу.

1.2.1.2. Состояние здоровья — отсутствие серьезных хронических заболеваний психосоматического характера (выраженная артериальная гипертензия, астма, язва желудка и др.) которые могут обостряться в ситуациях эмоционального стресса. В случае наличия отклонений в состоянии здоровья желательно наличие квалифицированного личного врача или психолога, владеющего методами психосоматической психотерапии (НЛП, эриксоновский гипноз, аутогенная тренировка и др.).

Еще одна возможная проблема — но уже не для самого кандидата, а для его имиджа — наличие ряда заболеваний, которые могут использовать конкуренты для подрыва его репутации (алкоголизм — как в настоящем, так и в прошлом, иные наркотические зависимости, венерические заболевания, геморрой, диарея и т. д.). При наличии подобных заболеваний кандидату имеет смысл позаботиться о мерах по предотвращению утечки нежелательной информации.

1.2.1.3 Личностные качества: амбициозность, смелость, настойчивость, работоспособность, гибкость.

Амбициозность — он должен рваться к власти, быть готовым жертвовать для нее здоровьем и моральными принципами.

Смелость — способность идти на риск и принимать решения в ситуации неопределенности, готовность идти на обострение конфликта с конкурентами или лицами, их поддерживающими. Способность держать удары — то есть не сломаться под шквалом реального или выдуманного компромата.

Настойчивость — способность не отступать перед трудностями, идти до конца, иметь терпение, волю, выдержку.

Не идите в политику, если кожа у вас чуть потоньше, чем у носорога.

     Франклин Рузвельт

Работоспособность — во время предвыборной кампании кандидату придется работать по 18 часов в сутки, провести сотни встреч с избирателями, не раз выступить на радио и телевидении. Все это требует значительной мобилизации психических и физических сил, причем на протяжении длительного периода времени.

Гибкость - в речах и манере поведения, умение понять избирателей, перестроить стиль общения, понять их потребности и настроение. Без этого, выступая перед людьми, кандидат рискует не быть услышанным или того хуже — настроить аудиторию против себя.

1.2.1.4 Финансовые возможности (собственные или привлеченные средства) — с одной стороны, он должен быть человеком не бедным (чтобы иметь возможности поставить на карту значительную сумму), а с другой стороны, иметь минимум зарегистрированных на него лично имущества и дохода (чтобы не попасть под огонь конкурентов-популистов и критику нищего электората).

1.2.1.5 Возможность формирования яркого положительного образа под достаточно обширную группу избирателей. Дело в том, что люди голосуют не за Петрова, Иванова, Сидорова, и даже не за Губернатора, Врача, Генерала, а за «Сильную, уверенную в себе личность», за «Крепкого хозяйственника, который даст нам благополучие и достаток», за «Борца с несправедливостью», который наконец-то бросит вызов власти, игнорирующей нужды людей и т. д.

Если кандидат вписывается в какой-то из подобных ярких, запоминающихся, положительно окрашенных образов, то его раскрутка и продвижение к победе обойдется гораздо меньшими средствами.

1.2.1.6 Связи с административной и финансовой элитой — в одиночку бороться весьма трудно, кроме того, есть понятие «наш» и «не наш». Если административный ресурс будет против, то кандидату будут создавать искусственные запреты на встречи с избирателями. Однако открытая, что называется «топорная» поддержка административного ресурса может оказаться еще хуже, так как русский народ издавна не любил власть и при случае норовил сделать ей назло.

1.2.1.7 Наличие опыта ведения избирательных кампаний — желательный, но не главный фактор успеха. Конечно, прошедший горнило предвыборных баталий, «битый», но не сломленный кандидат обладает значительным преимуществом перед новичком, однако следует признать, что существует и немалое количество людей, которые стали победителями с первого захода — где при помощи профессиональной команды, а где — благодаря стечению обстоятельств.

1.2.1.8 Репутация, наличие открытого компромата — вступая в бой, кандидат должен заблаговременно подчистить свою биографию и убрать явный компромат. Фирмы, особняки, особо ценное имущество можно перевести на родственников или подставных лиц, особенно, если это уже сделал основной конкурент.

Иногда, если компромат явный и скрыть его нельзя, лучше выступить самому или от третьего лица и обыграть этот факт в своих интересах, чтобы расстроить ожидаемый удар конкурентов.

Никакая реклама не поможет продать то, что продать невозможно.

Сирил Норткот Паркинсон

1.2.1.9 Наличие харизмы — ее можно иметь, ее можно сделать, без нее можно обойтись, но все-таки лучше, если у кандидата есть своя индивидуальность — тогда его легче будет запомнить и позиционировать. Полагаю, что профессиональный имиджмейкер сможет создать харизму кому угодно, если, кандидат, конечно, будет прислушиваться к его словам.

1.2.1.10 Умение прислушиваться к профессионалам и слышать негативную обратную связь. Очень важное качество для кандидата. Многие из них полагают, что если они наняли профессионалов и платят им деньги, то и последнее слово должно остаться за ними. Многие из кандидатов хотят слышать только славословие в свой адрес и совершенно не воспринимают негативную обратную связь. Если члены штаба поддаются на эту провокацию, то ставят себя в невыгодное положение. Тогда в случае поражения, проигравший кандидат спросит свою команду: «А почему вы меня не убедили? или «Что же вы сразу мне не сказали, что я вел себя неправильно?». И бесполезно будет оправдываться словами «А вы нас не хотели слушать…».

Чтобы избежать подобной ситуации между Кандидатом и Руководителем кампании следует с самого начала работы заключить устный договор (с некоторыми кандидатами можно и письменный) о том, что на время кампании кандидат обязуется прислушиваться к рекомендациям штаба, а в противном случае они снимают с себя ответственность за благоприятный исход выборов. Обычно такая фраза действует достаточно сильно, но все равно по ходу дела кандидат время от времени пытается диктовать свою волю штабу.

Здесь следует мягко, но настойчиво объяснить ему, что он является профессионалом в своем деле (продаже металлопроката, лоббировании законов или управлении сельским районом), и в той области — он босс, но здесь профессионалы — вы (поставьте перед ним задачу выбрать одну газету для агитации из десяти — пусть он обосновано это сделает, а потом расскажите ему как и почему нужно было сделать иной выбор, и во сколько ему обошлась бы такая относительно мелкая ошибка — и он станет уступчивей). Можно действовать и по-другому — докажите ему, что он где-то прав, но его способ менее эффективен, и на нем стоимость агитации в расчете на один голос возрастает на 30%, а в пересчете на всю кампанию — на столько то сотен тысяч рублей. Такой подход позволяет ему сохранить лицо и уступить.

1.2.1.11 Воля к победе. Нужна, чтобы преодолеть усталость, грязь, которой его будут поливать, предательство друзей, финансовые и психологические жертвы, отрыв от семьи и т. д. Известные специалисты в области избирательных технологий Е. Малкин и Е. Сучков считают, что среди личностных качеств только воля к победе носит абсолютный характер. По их мнению, популярность, опыт, имидж, материальные и людские ресурсы — все это дело наживное и может быть компенсировано из других источников. Другой известный эксперт, А. Максимов пишет: «Можно привести множество примеров, когда раскрученные кандидаты с хорошей финансовой поддержкой проигрывали по одной простой причине — они не хотели бороться, не были готовы отложить свои текущие планы хотя бы на несколько месяцев, чтобы победить. Мало получить «благословение» в самых высоких кабинетах, мало обладать деньгами на избирательную кампанию, мало нанять самых квалифицированных менеджеров. Без определенного насилия над самим собой победа невозможна». Справедливость этого высказывания тем больше, чем более жесткой и бескомпромиссной является избирательная кампания, хотя в России встречаются и кампании с предсказуемым результатом, в которых данный фактор не является решающим. Так бывает в ситуациях, где административный ресурс сочетается с грамотным профессионализмом политтехнологов, а у оппозиции не хватает средств и знаний переломить ход событий. Тем не менее, для тех, кто может рассчитывать только на себя, для кандидатов, которые только начинают свой путь в политике, или уже сходят со сцены, амбициозность и воля к победе являются непременным фактором успеха.

1.2.1.12 Актерские способности. Умение перевоплощаться, подстраиваться под аудиторию, говорить с различными группами избирателей на разных языках. Эти способности не являются определяющими, но их наличие значительно облегчает возможность гибко варьировать стратегию и тактику избирательной кампании. Если внешний облик кандидата сам по себе максимально совпадает с выбранным для него имиджем (пример — генерал Лебедь, который внешне очень хорошо подходил к образу «Сильной личности» и «Спасителя отечества», подобранному имиджмейкерами), то актерские способности могут быть не так актуальны.

С другой стороны, при их отсутствии можно свести к минимуму появление самого кандидата на политической сцене, заменяя его агитаторами, доверенными лицами и видеоклипами, снятыми в студиях. Тогда его образ приобретает черты таинственности и значительности, что в некоторых случаях даже пойдет ему на пользу (если, конечно, он не выбрал имидж «народного трибуна» или «крепкого хозяйственника», которые по сценарию должны действовать среди людей). Можно вспомнить такой замечательный фильм, как «Любимая женщина механика Гаврилова», в котором главный герой появляется на две минуты только в самом финале, и, тем не менее, у зрителей создается о нем весьма позитивное впечатление. В принципе, возможна избирательная кампания и без присутствия кандидата, но она получится весьма дорогой и рискованной. Так что лучше и дешевле дать кандидату несколько уроков актерского мастерства (позаботясь при этом, чтобы этот факт был надежно упрятан от досужих журналистов).

Политик не должен быть слишком умен. Очень умный политик видит, что большая часть стоящих перед ним задач совершенно не разрешима.

Станислав Лем

Стресс - молчаливый убийца

Подпишись на полезные рассылки по психологии и получи подарок: книгу «Стресс - молчаливый убийца. Что вы должны знать, чтобы не стать его жертвой».

Книги автора

Психология личности

Учебники

Семь смертных грехов

Семинары и тренинги

Об авторе сайта

ВФ МГЭИ - информация для студентов

Конференции

Обратная связь

Психологическое сообщество Воронежа

Разработка сайта и дизайн BIT-design, 2010