/ Главная / Психология выборов / Формирование команды избирательного штаба
Формирование команды избирательного штаба
Глава 2. Формирование команды
Первый раздел: Назначение руководителя центрального штаба.
2.1.1 Значение штабной команды для успеха выборов
Небольшая группа профессиональных политических консультантов способна просто перевернуть ход кампании, превратить признанного лидера в аутсайдера, а никому доселе неизвестного человека сделать лидером общественного мнения. Главными ресурсами здесь становятся талант, опыт, время и деньги.
Андрей Максимов.
Приведенный в данном эпиграфе тезис, безусловно, верен, но отражает только один - оптимистичный взгляд на предвыборные технологии. Если продолжить эту мысль, то можно отметить, что плохая команда способна испортить любые выборы и «завалить» даже самого перспективного кандидата. Поэтому крайне важным для любого политика является правильный подбор своих соратников по борьбе за любой выборный пост.
Обратимся еще раз к емкой формуле, в которой прописаны составляющие победы: «талант, опыт, время и деньги». Так как наша книга посвящена в основном психологическим аспектам избирательных кампаний, то временно выведем за рамки обсуждения два последних компонента формулы. Тогда у нас останутся талант и опыт. Я бы добавил к этой паре и еще и мотивацию — важнейший фактор, без которого даже самый «крутой» политтехнолог может завалить выборы.
Легче всего оценить опыт — по числу выборов, в которых участвовал специалист. Информативными здесь являются такие факторы, как уровень выборов, должность, в которой он на них работал и общий стаж деятельности по данной специальности и в смежных областях. Бывает и так, что человек недавно пришел в политику, но до этого хорошо проявил себя в коммерческой рекламе или практической психологии — это тоже позитивный опыт, заслуживающий внимания.
Труднее определить талант, но можно попытаться это сделать. Признаками его, во-первых, является соотношение побед и поражений в тех кампаниях, где работал данный человек (хотя бывает, что хороший специалист проигрывает не по своей вине, а из-за грубых просчетов кандидата, руководства кампании или ее спонсоров). Во-вторых, способности специалиста можно определить по продуктам его деятельности (плакатам, листовкам, книгам, слоганам, видеороликам или газетным статьям), а также по его репутации в мире политтехнологов (отзывам, мнениям, ссылкам в прессе или интернет-пространстве).
Третий субъективный компонент успеха — это мотивация. Во многом ее формирует сам кандидат, когда старается привлечь хорошо специалиста в свой штаб. Мотивацией может быть сумма гонорара, должность после победы, повышение статуса или репутации, опыт интересной работы (в новом качестве или составе), личные отношения с кандидатом или спонсором — что угодно. Главное для кандидата - правильно определить, чем и в каком размере нужно заинтересовать специалиста, которого он приглашает к себе для участия в кампании так, чтобы, с одной стороны, не допустить излишней траты средств, а, с другой стороны, максимально замотивировать специалиста на эффективную деятельность с полной самоотдачей.
Перейдем теперь к описанию функциональных обязанностей членов избирательного штаба и требованиям к их личностным и профессиональным качествам.
2.1.2 Функциональные обязанности руководителя кампании
Режиссер должен обладать душой поэта и волей капрала.
Анджей Вайда
Фигура руководителя избирательной кампании (менеджера кампании) является ключевой для успеха всего дела. Его можно сравнить с капитаном корабля, который несет полную персональную ответственность за победу или провал избирательной кампании.
Функции менеджера кампании:
- разработка стратегического плана кампании;
- создание эффективной структуры кампании;
- управление ходом избирательной кампании;
- взаимодействие с Кандидатом и руководство его действиями;
- контроль над исполнением действий подчиненных;
- внесение оперативных поправок в стратегический план;
- мотивация персонала.
Навыки и умения:
- знание выборных технологий;
- основы психологических знаний;
- опыт ведения избирательных кампаний (причем количество побед желательно должно быть не менее 50% от общего числа кампаний с его участием);
- начальные навыки финансового учета и контроля;
Личностные и интеллектуальные качества:
- лидерские качества;
- организаторские качества;
- высокая работоспособность и стрессоустойчивость;
- уровень интеллекта выше среднего по популяции;
- ответственность и преданность;
У руководителя кампании должен быть личный секретарь, главной обязанностью которого является ведение сводного графика кампании и обеспечение связи руководителя с кандидатом, подразделениями штаба и сторонними лицами и организациями.
2.1.3 Поиск кандидатуры руководителя кампании
Менеджер — это человек, достаточно умный для того, чтобы вести ваше дело, и достаточно мудрый, чтобы не иметь своего собственного.
Неизвестный автор
Существуют разные способы поиска руководителя кампании:
- его назначает сам кандидат из своего окружения;
- он предлагается вышестоящей структурой или спонсором для контроля над ходом кампании и расходованием средств;
- его приглашают со стороны (из своего региона или извне).
Плюсы |
Минусы |
|
Назначает кандидат |
Возможность максимального контроля хода кампании и расходования средств. |
Руководитель кампании сильно зависит от кандидата и ему трудно проводить самостоятельную линию |
Назначает спонсор |
Ответственность за его действия лежит на спонсоре (тот дает деньги и отвечает за результат в случае неудачи) |
Кандидат не может влиять на ход кампании и только следует инструкциям. |
Приглашение специалиста со стороны |
Независимость, не ангажированность специалиста дают ему свободу маневра. |
На первых порах возможны трудности в построении коммуникационных отношений с кандидатом и членами команды. |
Для взвешенного и обоснованного решения изучается следующая информация:
- Резюме . Из резюме можно узнать, какое учебное заведение закончил человек, как часто не менял работу (можно навести справки по месту его прошлой работы), какое дополнительное образование или специализацию получил, как он умеет себя преподать (если он не владеет навыками самопрезентации, то, как он сможет рекламировать кандидата?);
- Послужной список по данной деятельности . В каких кампаниях участвовал, на каких ролях, чем занимался, какими навыками практической и руководящей работы владеет.
- Личностные и интеллектуальные качества . Лучше всего, конечно, если помимо беседы вы протестируете этого человека при помощи какого-то личностного теста, но для этого нужен сторонний независимый психолог — специалист по профотбору. Основные профессионально важные качества руководителя кампании перечислены в разделе 2.1.2.
- Связи . Имеются в виду связи в среде журналистов, редакторов газет, политических деятелей, издательских фирм, охранных предприятий и других структур и персоналий, так или иначе задействованных в избирательной кампании. Этот пункт, может быть, и не является решающим, но его наличие значительно облегчает оперативное решение текущих вопросов;
- Ведущая мотивация . Этот пункт затрагивался в разделе 2.1.1, и от него зависит, насколько полно будет «выкладываться» менеджер кампании, будет ли он «гореть на работе» или же отбывать время.
Если у вас на примете есть несколько претендентов на главный пост в штабе, то имеет смысл попросить каждого кандидата на должность руководителя кампании сделать краткий анализ ситуации, оценить шансы на победу и наметить в самых общих чертах оптимальную стратегию кампании. После анализа и сравнения всех этих материалов, а также результатов личных встреч, делается окончательный выбор, кто будет руководителем кампании, кто займет должности начальников подразделений, а кто покинет кампанию еще до ее начала.
Молодые специалисты не умеют работать, а опытные специалисты умеют неработать. Александр Голов |
Следует помнить, что политические выборы, как и другие относительно высокооплачиваемые виды деятельности, привлекают немало аферистов и мошенников, которые оболванивают своих клиентов, «заговаривая им зубы» мудреными терминами. Как писали по этому поводу А. Пониделко и А. Лукашев в книге «Черный PR », «искусство быть имиджмейкером состоит не столько в умении оболванивать народ, сколько в оболванивании самого кандидата. С этой целью придумываются мудреные термины и технологии. Известны они сотни лет, многие даже тысячелетия, но, облеченные таинственными терминами, становятся привлекательными и щедро оплачиваемыми. И вот уже четверостишье становится «слоганом», дешевый прием обмана — «стратагемой», а соответствие личности кандидата его амбициям -«политвитальностью». В связи с этим, кандидат должен уметь за завесой «умных» слов разглядеть личность и профессионализм человека, которому он собирается доверить свое политическое будущее и немалые деньги.