/ Главная / Психология выборов / Работа с подсознанием
Работа с подсознанием
(главы из книги Ю.Щербатых "Психология выборов"
В последнее время в политической агитации все больше используются методы внушения, в частности, приемы нейро-лингвистического программирования и эриксоновского гипноза. Внушение можно разделить на прямое и косвенное. Прямое внушение по своей сути является командой, а косвенное предполагает некий выбор, который на самом деле таковым не является.
Если раньше прямое внушение могло достаточно эффективно действовать на избирателей, которые еще помнили времена советской командно-административной системы, то ныне они работают слабо. Дело в том, что психика человека сопротивляется попытке напрямую управлять его поведением, выстраивая соответствующие барьеры и психологические защиты от внушения извне. Косвенное внушение легче обходит эти барьеры, так как более-менее скрыто от глаз непосвященных. В настоящее время умело организованное внушение заменило грубую агитацию и пропаганду прошлого века.
Существует около дюжины видов косвенного внушения, и владение ими предполагает соответствующее обучение в рамках эриксоновского или классического гипноза. Примером может служить сложно составленное внушение, когда психотерапевт говорит своему клиенту, выделяя тоном голоса последнюю фразу: «И сейчас, когда вы сидите на этом стуле и слушаете мои слова, вы усваиваете то, что я говорю, глубоко и надолго». Суть данного приема заключается в том, что сознание пациента пропускает и, безусловно, соглашается с первой частью фразы (он действительно сидит на стуле и слушает слова доктора), а заодно принимает к исполнению и скрытую команду глубоко и надолго усвоить сообщение терапевта.
По аналогии с этим примером, кандидат во время встречи с избирателями может сказать что-то вроде: «Сегодня, когда до выборов остался один месяц, многие из вас не знают, за какого кандидата им голосовать, так как вы уже устали от пустых обещаний. Но я надеюсь, что, сидя в этом зале и слушая меня, вы понимаете, что я сделаю все, для того чтобы изменить вашу жизнь к лучшему».
Другой формой косвенного внушения является «пресуппозиция», где в первой части предложения описывается то, что должно произойти, но так, как будто это произойдет наверняка: «И когда вы проголосуете за меня, и я проведу в жизнь законопроект по увеличению пенсий, вы испытаете чувство глубокого удовлетворения, что 15 октября сделали правильный выбор».
Третьим способом внушения является двойная связка (или выбор без выбора). Этот вид скрытого воздействия иногда применяют к детям, когда спрашивают их: «Ты будешь есть манную кашу или гречневую?» (Если просто спросить ребенка, хочет ли он есть кашу, то ответ будет отрицательным, а при косвенном внушении его, по сути, лишают выбора – кашу есть все равно придется). Другой вариант подобной конструкции: «Ты пойдешь спать сейчас, или когда уберешь игрушки?». Точно также кандидат может сказать «Кто-то из вас уже на этой встрече осознал, что моя программа создана в интересах простого народа, а кому-то из вас понадобиться какое-то время, чтобы понять это и голосовать за мой вариант развития города…»
К приемам косвенного внушения можно отнести трюизмы, метафоры (вспомните, как мастерски владел ими Иисус Христос), аллюзии, мотивационные внушения, парадоксальные негативные высказывания и др. Примером последнего методы может быть высказывание кандидата: «Вы можете голосовать или не голосовать за меня на этих выборах, но я все равно буду отстаивать права социально незащищенных групп населения». Фишка заключается в том, что подсознание избирателей опускает частицу «не», и в результате в их мозг попадает двойное внушение «ВЫ МОЖЕТЕ ГОЛОСОВАТЬ ЗА МЕНЯ ИЛИ не ГОЛОСОВАТЬ…» с последующим позитивным утверждением по поводу программы кандидата.
Надо сказать, что выдающиеся политики и лидеры умело пользуются в своих речах образами и метафорами, так как эти приемы, во-первых, позволяют обходить защитные барьеры сознания, а, во-вторых, в них каждый избиратель находит то, что хочет найти. Как писал Г. Лебон, «Изучая воображение толпы, мы видели, что на него очень легко действовать, в особенности образами. Только образы не всегда имеются в нашем распоряжении, но их можно вызывать посредством умелого применения слов и формул. Искусно обработанные формулы получают действительно ту магическую силу, которая им приписывалась некогда адептами магии. Они могут возбудить в душе толпы самые грозные бури, но умеют также и успокаивать их. Можно было воздвигнуть пирамиду, гораздо более высокую, чем пирамида Хеопса, из костей лишь тех людей, которые пали жертвой могущества слов и формул.
Могущество слов находиться в тесной связи с вызываемыми ими образами и совершенно не зависит от их реального смысла. Очень часто слова, имеющие самый неопределенный смысл, оказывают самое большое влияние на толпу. Таковы, например, термины: демократия, социализм, равенство, свобода и так далее, до такой степени неопределенные, что даже в толстых томах не удается с точностью разъяснить их смысл. Между тем, в них, несомненно, заключается магическая сила, как будто на самом деле в них скрыто разрешение всех проблем. Они образуют синтез бессознательных разнообразных стремлений и надежд на их реализацию.
Ни рассудок, ни убеждение не в состоянии бороться против известных слов и известных формул. Они произносятся перед толпой с благоговением, и тот час же выражение лиц становится почтительным, и головы склоняются. Многие смотрят на них как на силы природы или сверхъестественные силы. Они вызывают в душе грандиозные и смутные образы, и окружающая их неопределенность только увеличивает их таинственное могущество. Они являются таинственными божествами, скрытыми позади скинии, к которым верующие приближаются с благоговейной дрожью».
С точки зрения современной психотерапии, эффективность подобных формул связана с тем, что они не конкретны и универсальны, а в результате каждый человек вкладывает в них свое содержание и находит то, что искал!!!