Этот сайт создан для людей, которые хотят добиться успеха в этой жизни, для тех, кто намерен быть здоровым, счастливым и процветающим человеком в любых условиях

Этот сайт для тех, кто хочет на сто процентов реализовать свои потенциальные возможности, несмотря на любые трудности и препятствия.

Здесь Вы узнаете, как преодолевать страх, обман и стрессы,
как добиваться своих целей, оставаясь здоровым и полным энергии.
Автор сайта — профессор психологии Воронежского филиала
Московского гуманитарно-экономического института Ю.В.Щербатых

Психологические
тесты
Психологические
тесты

Свежие статьи

Разные статьи

Психологический
словарь
терминов
Психологический
словарь
терминов

Диванная комната

Визуализация

Написать письмо

Приглашаем партнеров по бизнесу

Если у вас есть проблема - будем вместе ее решать »

Интересно? Напишите:

Rambler's Top100

Счетчик PR-CY.Rank

/ Главная / Учебники / Психология труда / Психология труда и кадрового менеджмента

Теоретические основы психологии труда

• Теоретические основы психологии труда

Учебно-справочное пособие

Ю.В.Щербатых "Психология труда и кадрового менеджмента в схемах и таблицах»:". - М.:Кнорус, 2011. - 248 с.

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

1. Теоретические основы психологии труда.

1.1 Предмет и задачи психологии труда.
1.1.1 Психология труда как самостоятельная дисциплина
1.1.2 Основные задачи и направления исследований

1.1.3 Прикладное значение психологии труда

1.1.4 Проблема предмета психологии труда.
1.2 Дисциплины, смежные с «Психологией труда»
1.2.1 Психология труда и другие науки
1.2.2 Отрасли психологии, примыкающие к «Психологии труда»
1.3 Исторический очерк развития психологии труда.

1.3.1 Предыстория психологии труда

1.3.2 Развитие психологии труда ХХ веке

1.3.3 Развитие психологии труда в России

1.4 Методы психологии труда.

1.4.1 Классификация методов психологии труда

1.4.2 Описание отдельных методов психологии труда

1.5 Психология деятельности.
1.5.1 Структура деятельности

1.5.2 Труд как один из видов человеческой деятельности

1.5.3 Действие как элемент деятельности

1.5.4 Регуляция действий и самоконтроль.

1.6 Понятие эргатической системы и трудового поста.
1.6.1 Эргатическая система.
1.6.2 Трудовой пост
1.7 Человек как субъект труда.
1.7.1 Человек как субъект труда.
1.7.2 Ценностно-смысловые аспекты труда
 

2. Человек и профессия

2.1 Профессия – специальность - квалификация 

2.2 Основные этапы развития человека как субъекта труда

2.3 Психология профессионального самоопределения

2.3.1 Традиционный взгляд на профессиональное самоопределение

2.3.2 Альтернативный взгляд на профессиональное самоопределение

2.4 Профессиональная ориентация и профессиональная консультация

2.4.1 Профессиональная ориентация как непрерывный процесс

2.4.2 Профконсультация как центральное звено профориентации

2.5 Способности как предпосылки развития человека в труде.

2.5.1 Общее представление о способностях.

2.5.2 Развитие способностей

2.5.3 Классификация способностей

2.5.4 Структура и уровни развития способностей

2.6 Операциональная сфера профессионализма

2.6.1 Операциональная и мотивационная сфера труда

2.6.2 Особенности операциональной сферы
2.7 Профессионально важные качества личности
2.8 Понятие о профессиограмме.
2.9 Классификация профессий
 

3. Развитие потенциала человека-работника в процессе труда

3.1 Профессиональная адаптация личности
3.2 Психологическая характеристика профессионализма.
3.2.1 Содержание термина «профессионал»
3.2.2 Компетентность и ее виды
3.2.3 Этапы развития профессионализма

3.2.4 Профессиональная карьера как форма развития профессионализма

3.3 Индивидуальный стиль трудовой деятельности
3.4 Психология профессионального образования
3.4.1 Общие подходы к проблеме профессионального образования

3.4.2 Теория «человеческого капитала» и уровень профессионализма

3.5 Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом

3.5.1 Потребности, мотивы, стимулы и смыслы профессиональной деятельности.

3.5.2 Содержательные теории мотивации
3.5.3 Процессуальные теории мотивации
3.6 Проблемы и кризисы профессионального развития;
3.6.1 Профессиональные изменения личности
3.6.2 Профессиональная деформация личности
3.6.3 Синдром профессионального выгорания
3.7 Социально-трудовая реабилитация больных и инвалидов
3.7.1 Общие проблемы реабилитации инвалидов.

3.7.2 Позитивный опыт реабилитации инвалидов и включения их в трудовую деятельность.

4. Трудовые состояния и процессы.

4.1 Психология профессиональной работоспособности
4.1.1 Работоспособность человека и методы ее оценки
4.1.2 Динамика работоспособности
4.2 Психические состояния человека в труде
4.2.1 Общее представление о психических состояниях человека
4.2.2 Динамика функциональных состояний в процессе труда
4.2.3 Психическое напряжение в работе оператора
4.2.4 Утомление оператора.
4.2.5 Особые психические состояния.

4.3 Стресс профессиональной деятельности и способы управления им

4.3.1 Обще представление о стрессе
4.3.2 Профессиональный стресс

4.4 Методы оптимизации психологических состояний человека в труде

4.5 Психологические особенности ошибок в процессе труда
4.5.1 Общее понятие о профессиональных ошибках.
4.5.2 Психологические аспекты профессиональных ошибок.
4.6 Процессы профессиональной коммуникации.
4.7 Профессиональные конфликты и их преодоление

4.7.1 Понятие конфликта и его социальная роль

4.7.2 Классификация профессиональных конфликтов
4.7.3 Причины и последствия конфликтов
4.7.4 Основные стратегии поведения в конфликтных ситуациях
 

5. Психология безопасности в труде

5.1. Общие вопросы психологии безопасности в труде.

5.2 Соотношение технической и психологической составляющих в проблеме безопасности труда

5.2.1 Технические источники опасности на производстве
5.2.2 «Человеческий фактор» и безопасность труда
5.2.3 Экстремальные производственные ситуации

5.3. Психические процессы и состояния, связанные с безопасностью труда.

5.3.1 Психофизиологические основы безопасности труда.
5.3.2 Психические состояния, снижающие безопасность труда.
5.4 Личностные особенности и безопасность труда

5.4.1 Качества личности и безопасность труда

5.4.2 Характеристики социализации и безопасность труда
5.5. Психология безопасного поведения.

5.5.1 Общее представление о психологической составляющей рискованного поведения.

5.5.2 Экономические аспекты рискованного поведения.
5.5. Психология безопасного поведения.
5.5.1 Рискованное поведение как одной из причин аварийности и травматизма

5.5.2. Связь индивидуальной готовности к риску с несчастными случаями.

5.5.3 Риск как неотъемлемая часть некоторых профессий
5.6. Система управления безопасностью труда на предприятии
5.6.1 Организационные факторы безопасности труда
5.6.2 Профессиональный отбор и безопасность персонала

5.6.3 Иные факторы опасности, не входящие зону ответственности службы по безопасности труда.

 6. Формирование кадрового потенциала предприятия (кадровый менеджмент)

6.1 Основные теоретические подходы к кадровому менеджменту на предприятии

6.2 Работа с персоналом в организации
6.2.1 Традиционные схемы работы с персоналом.
6.2.2 Аутсорсинг
6.3 Осуществление профессионального отбора

6.3.1 Сущность и задачи профессионального обора.

6.3.2 Методы профессионального обора.

6.3.3 Последовательность процедур профессионального обора.

6.4 Повышение профессиональной компетенции работников
6.5 Система мотивации персонала

6.6. Тенденции и перспективы развития человеческого ресурса предприятия

 7. Психологические особенности управленческой деятельности
7.1 Особенности управленческой деятельности
7.2 Основные управленческие функции
7.3 Функция организации ресурсов
7.4 Контролирующая функции
7.5 Мотивирующая функция
7.6 Функция принятия решений

7.6.1 Значение функции принятия решения в деятельности руководителя

7.6.2 Классификация управленческих решений

7.6.3 Этапы выработки управленческих решений

7.6.4 Психологические механизмы, влияющие на принятие управленческих решений

7.7 Коммуникативная функция
7.7.1 Общение в деятельности руководителя
7.7.2 Производственные конфликты и их причины

7.7.3. Основные стратегии поведения в конфликтных ситуациях

7.7.4 Подходы к разрешению конфликтных ситуаций
Список литературы
 
 

Введение

Человек произошел от обезьяны примерно 2.5 млрд. лет назад. Что отличало первых древних людей от человекообразных обезьян? Не прямохождение или использование орудий (так как тогда уже были австралопитеки, ходившие на двух ногах и использующие палки для охоты и защиты от хищников). Принципиальным отличием, которое указывает на наличие сознания, является трудовая деятельность. Рядом со скелетом того древнего существа, названного «человек умелый», палеонтологи нашли каменное орудие («чоппер»). Ученые установили, что для того, чтобы изготовить это простейшее каменное рубило надо было десятки, а то и сотни раз ударить по нему другим камнем. А такое упорство в достижении поставленной цели присуще только человеку.

Да, птицы тоже изготавливают гнезда, бобры строят платины, пчелы лепят восковые соты, но все они делают это инстинктивно. Только человек, прежде чем он начнет изготовление какой-то вещи, создает эту вещь в своем сознании, а потом уже по этому образу и подобию материализует ее в вещественном виде. Это, кстати, впервые отметил Фридрих Энгельс в своей работе «Роль труда в происхождении человека», и тогда стало понятно, что труд и мозг взаимно развивали друг друга: в процессе труда происходило совершенствование мозга, а чем более совершенен мозг, тем на более сложные формы трудовой деятельности он способен. Поэтому «Психология труда» не является всего лишь одной из многих прикладных ветвей психологии, на самом деле, эта отрасль психологии изучает процессы, лежащие в основе человеческого происхождения.

Вторым важным аспектом данной дисциплины является то, что она изучает вопросы мотивации трудовой деятельности. В настоящее время нередко мотивацию сводят лишь к денежному вознаграждению. Но можно вспомнить революционный энтузиазм первых пятилеток первой половины ХХ века, подъем целины, освоение БАМа и другие трудовые подвиги советского народа. Люди работали почти бесплатно и работали хорошо. Впрочем, можно вспомнить и системы принуждения к труду, которые существовали в СССР. Рабский труд заключенных, строительство каналов, работа на лесозаготовках. В нынешнее время преобладает мотивация материальными позитивными стимулами – деньгами, социальными благами, должностями и т. д., однако все более значение приобретают и методы морального стимулирования. Понимание и использование механизмов мотивации человека к труду является важной задачей данной науки.

Третий аспект «Психологии труда» - помощь в осознании собственного места в этом мире, своего предназначения. Почему вы трудитесь? Что за этим стоит? Что может заставить вас работать? Сколько вы готовы получать за свой труд? Эти вопросы имеет смысл ставить перед собой еще до окончания ВУЗа - прежде чем их задаст работодатель. Потому что иначе, у работника могут возникнуть серьезные внутренние проблемы – например, работа может потерять привлекательность или возникнет ощущение, что его просто эксплуатируют.

Четвертый аспект «Психологии труда» разработка механизмов, позволяющих делать труд более комфортным, а в частности – умение регулировать свое функциональное состояние, снимать производственные стрессы и повышать безопасность трудовой деятельности.

У данной отрасли психологии есть и другие интересные аспекты, и многие из них мы обсудим на страницах этой книги. В то же время, следует отметить, что данное пособие направлено на освоение базовых понятий и закономерностей психологии труда и является кратким справочником для наилучшей подготовки к экзамену по этой дисциплине. Оно не претендует на полное выяснение сложных научных проблем, а лишь позволяет за короткое время освоить категорийный аппарат психологии труда в рамках Государственного стандарта.

Стресс - молчаливый убийца

Подпишись на полезные рассылки по психологии и получи подарок: книгу «Стресс - молчаливый убийца. Что вы должны знать, чтобы не стать его жертвой».

Книги автора

Психология личности

Учебники

Семь смертных грехов

Семинары и тренинги

Об авторе сайта

ВФ МГЭИ - информация для студентов

Конференции

Обратная связь

Психологическое сообщество Воронежа

Разработка сайта и дизайн BIT-design, 2010