/ Главная / Учебники / Психология труда / Психология труда и кадрового менеджмента
Теоретические основы психологии труда
• Теоретические основы психологии труда
Учебно-справочное пособие
Ю.В.Щербатых "Психология труда и кадрового менеджмента в схемах и таблицах»:". - М.:Кнорус, 2011. - 248 с.
СОДЕРЖАНИЕ: 1. Теоретические основы психологии труда. 1.1.3 Прикладное значение психологии труда 1.3.1 Предыстория психологии труда 1.3.3 Развитие психологии труда в России 1.4.1 Классификация методов психологии труда 1.4.2 Описание отдельных методов психологии труда 1.5.2 Труд как один из видов человеческой деятельности 1.5.3 Действие как элемент деятельности 1.5.4 Регуляция действий и самоконтроль. 2. Человек и профессия 2.2 Основные этапы развития человека как субъекта труда 2.3.1 Традиционный взгляд на профессиональное самоопределение 2.3.2 Альтернативный взгляд на профессиональное самоопределение 2.4 Профессиональная ориентация и профессиональная консультация 2.4.1 Профессиональная ориентация как непрерывный процесс 2.4.2 Профконсультация как центральное звено профориентации 2.5 Способности как предпосылки развития человека в труде. 2.5.1 Общее представление о способностях. 2.5.2 Развитие способностей 2.5.4 Структура и уровни развития способностей 2.6.1 Операциональная и мотивационная сфера труда 3. Развитие потенциала человека-работника в процессе труда 3.2.4 Профессиональная карьера как форма развития профессионализма 3.4.2 Теория «человеческого капитала» и уровень профессионализма 3.5.1 Потребности, мотивы, стимулы и смыслы профессиональной деятельности. 3.7.2 Позитивный опыт реабилитации инвалидов и включения их в трудовую деятельность. 4. Трудовые состояния и процессы. 4.3 Стресс профессиональной деятельности и способы управления им 4.4 Методы оптимизации психологических состояний человека в труде 4.7.1 Понятие конфликта и его социальная роль 5. Психология безопасности в труде 5.2 Соотношение технической и психологической составляющих в проблеме безопасности труда 5.3. Психические процессы и состояния, связанные с безопасностью труда. 5.4.1 Качества личности и безопасность труда 5.5.1 Общее представление о психологической составляющей рискованного поведения. 5.5.2. Связь индивидуальной готовности к риску с несчастными случаями. 5.6.3 Иные факторы опасности, не входящие зону ответственности службы по безопасности труда. 6.1 Основные теоретические подходы к кадровому менеджменту на предприятии 6.3.1 Сущность и задачи профессионального обора. 6.3.2 Методы профессионального обора. 6.3.3 Последовательность процедур профессионального обора. 6.6. Тенденции и перспективы развития человеческого ресурса предприятия 7.6.1 Значение функции принятия решения в деятельности руководителя 7.6.3 Этапы выработки управленческих решений 7.6.4 Психологические механизмы, влияющие на принятие управленческих решений 7.7.3. Основные стратегии поведения в конфликтных ситуациях Введение Человек произошел от обезьяны примерно 2.5 млрд. лет назад. Что отличало первых древних людей от человекообразных обезьян? Не прямохождение или использование орудий (так как тогда уже были австралопитеки, ходившие на двух ногах и использующие палки для охоты и защиты от хищников). Принципиальным отличием, которое указывает на наличие сознания, является трудовая деятельность. Рядом со скелетом того древнего существа, названного «человек умелый», палеонтологи нашли каменное орудие («чоппер»). Ученые установили, что для того, чтобы изготовить это простейшее каменное рубило надо было десятки, а то и сотни раз ударить по нему другим камнем. А такое упорство в достижении поставленной цели присуще только человеку. Да, птицы тоже изготавливают гнезда, бобры строят платины, пчелы лепят восковые соты, но все они делают это инстинктивно. Только человек, прежде чем он начнет изготовление какой-то вещи, создает эту вещь в своем сознании, а потом уже по этому образу и подобию материализует ее в вещественном виде. Это, кстати, впервые отметил Фридрих Энгельс в своей работе «Роль труда в происхождении человека», и тогда стало понятно, что труд и мозг взаимно развивали друг друга: в процессе труда происходило совершенствование мозга, а чем более совершенен мозг, тем на более сложные формы трудовой деятельности он способен. Поэтому «Психология труда» не является всего лишь одной из многих прикладных ветвей психологии, на самом деле, эта отрасль психологии изучает процессы, лежащие в основе человеческого происхождения. Вторым важным аспектом данной дисциплины является то, что она изучает вопросы мотивации трудовой деятельности. В настоящее время нередко мотивацию сводят лишь к денежному вознаграждению. Но можно вспомнить революционный энтузиазм первых пятилеток первой половины ХХ века, подъем целины, освоение БАМа и другие трудовые подвиги советского народа. Люди работали почти бесплатно и работали хорошо. Впрочем, можно вспомнить и системы принуждения к труду, которые существовали в СССР. Рабский труд заключенных, строительство каналов, работа на лесозаготовках. В нынешнее время преобладает мотивация материальными позитивными стимулами – деньгами, социальными благами, должностями и т. д., однако все более значение приобретают и методы морального стимулирования. Понимание и использование механизмов мотивации человека к труду является важной задачей данной науки. Третий аспект «Психологии труда» - помощь в осознании собственного места в этом мире, своего предназначения. Почему вы трудитесь? Что за этим стоит? Что может заставить вас работать? Сколько вы готовы получать за свой труд? Эти вопросы имеет смысл ставить перед собой еще до окончания ВУЗа - прежде чем их задаст работодатель. Потому что иначе, у работника могут возникнуть серьезные внутренние проблемы – например, работа может потерять привлекательность или возникнет ощущение, что его просто эксплуатируют. Четвертый аспект «Психологии труда» разработка механизмов, позволяющих делать труд более комфортным, а в частности – умение регулировать свое функциональное состояние, снимать производственные стрессы и повышать безопасность трудовой деятельности. У данной отрасли психологии есть и другие интересные аспекты, и многие из них мы обсудим на страницах этой книги. В то же время, следует отметить, что данное пособие направлено на освоение базовых понятий и закономерностей психологии труда и является кратким справочником для наилучшей подготовки к экзамену по этой дисциплине. Оно не претендует на полное выяснение сложных научных проблем, а лишь позволяет за короткое время освоить категорийный аппарат психологии труда в рамках Государственного стандарта.