Этот сайт создан для людей, которые хотят добиться успеха в этой жизни, для тех, кто намерен быть здоровым, счастливым и процветающим человеком в любых условиях

Этот сайт для тех, кто хочет на сто процентов реализовать свои потенциальные возможности, несмотря на любые трудности и препятствия.

Здесь Вы узнаете, как преодолевать страх, обман и стрессы,
как добиваться своих целей, оставаясь здоровым и полным энергии.
Автор сайта — профессор психологии Воронежского филиала
Московского гуманитарно-экономического института Ю.В.Щербатых

Психологические
тесты
Психологические
тесты

Свежие статьи

Разные статьи

Психологический
словарь
терминов
Психологический
словарь
терминов

Диванная комната

Визуализация

Написать письмо

Приглашаем партнеров по бизнесу

Если у вас есть проблема - будем вместе ее решать »

Интересно? Напишите:

Rambler's Top100

Счетчик PR-CY.Rank

/ Главная / Стресс / Экзаменационный стресс / Как успешно сдать ЕГЭ / ЕГЭ по биологии

В ноябре вышла новая книга профессора психологии Ю.Щербатых "Избавься от стресса и живи счастливо!". Это краткое и емкое руководство по снятию стрессов, в котором автор изложил  многолетний опыт работы по нейтрализации вредных стрессов. Если вы хотите научиться  снимать стрессы себе или  другим людям - узнайте подробности об этом руководстве по стресс-менеджменту.

Как хорошо ( успешно) сдать ЕГЭ по биологии?

 

Как же лучше накапливать знания, готовясь к ЕГЭ? Как лучше готовиться к ЕГЭ?

Можно десять раз прочитать учебник от корки до корки, а через несколько месяцев обнаружить, что прочитанное удивительным образом улетучилось из головы, а можно проработать книгу три раза и запомнить все основные его положения на многие годы. Дело в том, что эффективность запоминания зависит от вашего метода работы с учебным пособием, и основана на фундаментальных принципах работы мозга. Начнем с памяти.

Возможно, вы слышали: что память человека можно разделить на три вида: кратковременную, оперативную и долговременную. За свою жизнь наш мозг перерабатывает триллионы бит информации, а запоминаем мы ничтожную долю этого. Только незначительная часть информации, хранящейся на уровне кратковременной памяти, попадает в оперативную, и только доли процентов последней отправляются на долголетнее хранение в глубины нашей психики. Наверное, это даже хорошо, что мы не помним тысячи ненужных нам мелких подробностей и деталей нашей жизни: ибо тогда мозг просто захлебнулся бы среди массы незначительного и банального, но как нам быть, если мозг не желает запоминать учебник химии или биологии? И по какому принципу мозг отбирает, что необходимо запомнить, а что можно и стереть, как старую запись в магнитофоне?

Оказывается, что в первую очередь сознание запоминает жизненно важную информацию, сопровождающуюся эмоциональным возбуждением. Мы чаще помним те моменты жизни, когда нам было хорошо или плохо (здесь, в первую очередь важен не знак эмоции, а ее сила), а также, моменты, когда мы сталкивались с чем-то необычным, новым для организма. Напротив, все обыденное, абстрактное, не имеющее непосредственной биологической значимости для нашего организма стирается из памяти в первую очередь, чтобы освободить место для более актуальной информации. Другими словами, для успешного запоминания мозг должен быть активирован, возбужден. Перед ним должна стоять проблема, а там где есть проблема – есть эмоции. В свою очередь, эмоции активируют память и делают ее более прочной.

Поэтому не спешите сразу читать учебник с первой главы. Прочитав несколько абзацев, задайте себе вопрос: «А что я понял(а) из этого? А что будет дальше? А как я могу применить это в своей жизни и учебе?» Не переходите к следующим разделам, не усвоив предыдущие.

 Старайтесь искать смешное, несуразное, алогичное в прочитанном. Критикуйте автора, ловите его на повторах и несуразностях, пробуйте читать через одно предложение, только не оставайтесь безразличными. Материал должен, так или иначе, задевать вас, ибо если он оставит вас равнодушными, то окажется первым претендентом на стирание в первую же ночь.

Например, вы изучаете строение пресмыкающихся, отряд чешуйчатые. Можно прочитать три-четыре раза, чем змеи отличаются от ящериц и так и не запомнить всех различий, а можно действовать более эффективно. Для этого поставьте проблему, задайте себе вопрос, например, почему у змей нет грудины? Постарайтесь понять логику биологического развития и эволюцию змей. Ведь когда-то они были похожи на ящериц, и лишь потом утратили грудную кость. Почему? Когда вы начнете интенсивно обдумывать эту проблему, мозг активируется, и взаимодействие оперативной и долговременной памяти возрастет в несколько раз. Затем, представьте себе змею, ползущую к вам сквозь высокую траву, сделайте это зримо и отчетливо и вы получите мощное эмоциональное возбуждение, которое повысит эффективность и надежность запоминания найденного ответа. Кажется, что удобнее получать готовые, «разжеванные» ответы на все вопросы, но в десятки раз надежнее сохраняется личный опыт сопряженный с умственными усилиями.

Ну, что, представили себе ползущую змею? Как она извивается, плавно перетекая вперед...А теперь предположите, что грудина у нее есть - длинная кость, проходящая через половину туловища. Могла бы она при этом выписывать зигзаги? Конечно, нет - эта кость мешала бы волнообразным движениям, а по-другому змеи двигаться не могут, ибо утратили конечности.

С другой стороны, грудина у ящериц соединяет ребра с позвоночником, образуя жесткий каркас грудной клетки. А теперь представьте себе, как удав глотает кролика, большего по ширине, чем он сам. Если бы грудная клетка змеи была фиксированного диаметра, разве могла бы она проделать этот фокус? Нет конечно! Только потому, что ребра удава, не фиксированные грудиной, могут свободно расходиться в стороны, он способен целиком, не пережевывая, глотать крупную добычу.

А для того, чтобы хорошо запомнить второе отличие змей - их сросшиеся прозрачные веки, неплохо самому на минутку вообразить себя змеёй. Представьте, как вы ползете через высокую, жесткую траву, и как эта трава мотается перед головой и нахально лезет в глаза, мешая видеть, что находится впереди. А рук, как назло нет, чтобы эту траву убрать с дороги или прочистить веки. Приходится то и дело моргать, а это весьма утомительно, да и к тому же опасно - пока вы моргаете, к вам может незаметно подкрасться враг. Хорошо бы в таком случае иметь защитные очки, прикрывающие глаза. Ну, а дальше в дело вступил естественный отбор - со временем веки у змей срослись и стали прозрачными, чтобы защитить глаза от повреждений.

Если вы добросовестно выполнили мое задание на воображение, то я могу вас уверить - информация об отсутствии грудины и прозрачных веках у змей сохранится в вашей памяти как минимум на год - до вступительного экзамена. Конечно, представлять себя «ползучим гадом» не очень-то приятно, но что делать - цель оправдывает средства. А цель у нас общая - прочные знания по биологии, и тут уж все средства хороши. Итак, первый принцип хорошего запоминания - «эмоциональность восприятия».

Второй принцип - «привязки к себе». Особенно легко он может быть применен при изучении анатомии, физиологии и гигиены человека. Здесь даже не нужно сильно напрягать свое воображение - ведь фактически, вы изучаете не какого- то абстрактного человека, а самого себя. Постарайтесь это понять, и учить данный предмет будет значительно легче и интереснее. Разбирая скелет человека, постарайтесь обнаружить у себя соответствующие кости, потрогать их, найти начало и конец, определить подвижность суставов, наметить места наложения шин в случае перелома (эти вопросы, кстати входят в школьную программу, но мало кто обращает на них внимание, за что потом и расплачивается на экзамене).

Конечно, несколько труднее осуществить принцип «привязки к себе» при изучении ботаники или зоологии, но и там это возможно. Допустим, вы изучаете тему «Побег» и должны запомнить раздел «Листорасположение». Если вы разбираете супротивное листорасположение, то перед вами открывается широкий выбор растений, которые вы можете использовать в качестве примера: это мята, жасмин, сирень, шалфей, клен и т. д. В качестве примера я рекомендую запомнить то растение, которое вам близко, которое знакомо по реальной жизни и вы можете себе его хорошо представить. Для одного человека это будет сирень, букет которого ему, может быть когда-то подарили на день рождения, для другого - жасмин, растущий в полисаднике, для третьего - мята, которую он собирал на лугу возле речки, будучи в гостях у бабушки. То же касается и мутовчатого листорасположения. Если у школьника есть аквариум, то ему, будет ближе водное растение «элодея», которую часто разводят владельцы аквариумов. Если же аквариума нет, то в качестве примера стоит взять растение «Вороний глаз», фотография которого имеется в школьном учебнике, и которое все равно надо запоминать в качестве растения-исключения по жилкованию листьев (оно имеет сетчатое жилкование, хотя относится к однодольным).

Третий принцип - «структурирования знаний». Он означает, что для успешного запоминания необходимо разбивать учебный материал на смысловые блоки, связанные единой темой, и переходить к изучению следующего такого блока только после усвоения предыдущего. Читая книгу, старайтесь раскладывать материал «по полочкам», составляйте списки, рисуйте схемы и таблицы. Педагогии давно установили, что применение «принципа наглядности» повышает усвоение учебного материала на 30-40%. 

Четвертый принцип - «использование нескольких видов памяти», означает, что для успешного запоминания нужно помимо логической стараться по мере возможности использовать и другие виды памяти: зрительную, слуховую и механическую. Каждый из вас знает, как долго сохраняются двигательные навыки - раз научившись плавать или ездить на велосипеде, забыть эти движения уже невозможно. Поэтому, если вы будете не только рассматривать, но и сами рисовать по мере изучения схемы, таблицы и рисунки из учебника, то на экзамене вы «автоматически» их воспроизведете (дело только в количестве предварительных тренировок). 

Технология здесь простая - вы смотрите на рисунок и стараетесь скопировать его на черновик. Затем снова в течение 10-15 секунд рассматриваете этот рисунок, после чего уже по памяти рисуете его на листе бумаги. Затем открываете оригинал и сравниваете его с вашей копией, отмечая ошибки и неточности, после чего делаете еще одну попытку по памяти воспроизвести рисунок. Как правило, в 90% случаев третья попытка оказывается успешной, и рисунок запечатлеется в вашей памяти надолго. Последний раз вы возвращаетесь к этому рисунку при повторении за 2-3 недели до вступительного экзамена, и можете быть уверены - на экзамене на черновике вы почти не задумываетесь точно воспроизведете необходимую схему, что поможет вам найти правильный ответ на сложный вопрос.

Для активизации слуховой памяти используйте аудиоучебники или просто повторяйте прочитанное вслух.

 

Информация из учебного пособия Ю.Щербатых "Биология в схемах и таблицах. - Ростов/Д: Феникс, 2010.

Стресс - молчаливый убийца

Подпишись на полезные рассылки по психологии и получи подарок: книгу «Стресс - молчаливый убийца. Что вы должны знать, чтобы не стать его жертвой».

Книги автора

Психология личности

Учебники

Семь смертных грехов

Семинары и тренинги

Об авторе сайта

ВФ МГЭИ - информация для студентов

Конференции

Обратная связь

Психологическое сообщество Воронежа

Разработка сайта и дизайн BIT-design, 2010