/ Главная / Стресс / Экзаменационный стресс / Религия и экзамены
Может ли Бог помочь успешно сделать экзамен?
(Выдержки из докторской диссертации Ю.В Щербатых, посвященной оптимизации психологческого стресса)
Среди методов снятия экзаменационного стресса у студентов есть место и религии. Сходить в церковь перед экзаменом найти молитву на сдачу экзамена, поставитьс вечку святтому Сергею Радонежскому - все это стало привычным делом в XXI веке....
Ранее мы отмечали, что различные индивидуумы ищут и находят в религии те принципы и ценности, которые отвечают особенностям их личности и соответствуют жизненным установкам (Щербатых Ю.В., Мягков И.Ф., 1996). Поэтому для студентов с экстернальным локусом контроля религия представляется одной из возможностей перенесения ответственности с себя на высшие силы, управляющие их судьбой. Проведенное нами тестирование показало, что стремление обезопасить себя перед экзаменом, обратившись к Богу, достаточно распространено среди студентов, чтобы говорить о нем, как о массовом явлении. Религиозность студентов медицинской академии, по результатам их самооценки, составила 5.4±0.2 балла ( по 10-балльной шкале). По данным анкетирования, 54% студентов считают, что вера уменьшает предэкзаменационное волнение. Несколько меньше (44%) студентов полагают, что вера в Бога и обращение к Нему перед экзаменом, действительно, может помочь получить лучшую оценку. По этим вопросам имелись выраженные половые различия. Мужчины гораздо меньше были склонны допускать, что вера в Бога помогает уменьшать предэкзаменационное волнение (28%) по сравнению с женщинами (61%); они также более критично относились к идее о том, что обращение к высшим силам может реально содействовать получению более высокой оценки: положительно на этот вопрос ответили 31% студентов и 48% студенток. Между религиозностью студентов и их мнением о седативном свойстве веры в Бога имелась достоверная корреляция (r=0.41; р<0.01); между религиозностью и уверенностью в том, что Бог может реально посодействовать получению лучшей оценки на экзамене, корреляция была более тесной и достоверной ( r=0.52; р<0.001).
В своих предыдущих исследованиях мы установили, что люди с разными личностными особенностями опираются в религии на различные ее стороны (Мягков И.Ф., Щербатых Ю.В., Кравцова М.С., 1996). Так, конформные субъекты склонны искать в религии опору и защиту; организованные и умеющие контролировать свои эмоции люди больше подчеркивали в религии фактор «Творца», как силы, регулирующей и контролирующей мир. Расчетливые и проницательные личности, имеющие высокие показатели по шкале «N» опросника Кеттела, в первую очередь, видят в религии хороший способ регулирования взаимоотношений между людьми; люди, склонные к обостренному чувству вины (фактор «О» Кеттела), находят в христианстве идеальный способ покаяться в своих грехах и т. д. Как показали наши исследования, для людей с высокой степенью религиозности характерен более низкий уровень фрустрированности, чем для остальной популяции, что подчеркивает седативный характер традиционной христианской религии. Поэтому для студентов со слабым типом высшей нервной деятельности и высоким уровнем конформности религиозная вера является одним из способов снятия экзаменационного стресса. В то же время для студентов в сильным типом ВНД и интернальным локусом контроля религия не играет существенной роли в нормализации своего функционального состояния перед экзаменом.
*************************
Среди студентов и их родителей особенно популярно обращение к святому Сергею Радонежскому, как наиболее "надежному" средству получить хорошую оценку на экзамене. С одной стороны, если студлент на экзамене, посавивший свечкау данному святому, и поверивший в то, что но поможет ему - действительно может более увеернно и четко отвечать экзаменатору. И тогда от обращения к высшим силам будет польза. Однако, русский народ издавно отметил в пословице: Набога надейся, а сам не плошай". Соттветственно, лучше сначала получше выучить материал, а уж потом прокачивать свою веру.
Кроме того психология предлашгает не менее эффективные способы снятия излишнего волнения перед экзаменов и повышения своей самооценки. О них я уже писал в своих статьях и книгах. Объективные научные исследования подтверждают, что данные методы достаточно эффективны и способствуют повышению реальнйо оценки во время сессии.
Так что изучайте, внедряйте и получайте хорошие оценки!